Найти тему
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ\ЛФЗ. Кобылецкая З.В. (1880-1957).

"Хотелось бы всех поимённо назвать..."

А.В. Воробьёвский: "Чехонина и Кобылецкую в нашей профессии никто не превзошёл!"

Вот так бывает, друзья: жил-был человек, практически наш современник, очень известный художник, о котором с восторгом и благоговением отзывались собратья по цеху. А наступил век XXI - и ни одной фотографии человека не осталось. Не только я не нашёл в интернете ни одной фотографии Зинаиды Викторовны Кобылецкой, искали их и до меня - на различных сайтах, в различных соцсетях (ВКонтакте, например), поднимали клич, обращались к родственникам и знакомым - с нулевым результатом! Возможно, она не любила фотографироваться. Кроме того, традиция группового фото работников Фарфорового завода и его Художественной лаборатории появилась после прихода Н.М. Суетина, а случилось это в 1932-м году, когда З.В. Кобылецкая с завода ушла, и в дальнейшем выполняла различные росписи исключительно по контрактам. Но должны же остаться фотографии на документы, на паспорт хотя бы. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь ко всем, у кого остались старые семейные альбомы с фотографиями Зинаиды Викторовны - не поленитесь, перефотографируйте их хотя бы на телефон, поделитесь ими, не дайте им пропасть втуне. Те, чьи родные были с нею знакомы: даже если вы не знали её в лицо - переберите фото, загляните на изнанку (раньше фотографии принято было подписывать с обратной стороны - кто есть кто)... Возможно случится чудо, и мы вместе решим эту проблему! Можете просто выложить фото на Вашей страничке в одной из соцсетей, можете просто оставить под этой статьёй в комментариях... Это будет большим подспорьем для всех любителей, исследователей фарфора, да и русского искусства в целом!

Теперь - некоторые данные биографии...

Несмотря на то, что родилась она в Бессарабии, по некоторым (неподтверждённым) данным, как минимум, по отцовской линии происходила из дворян, её отец жил в Санкт-Петербурге и имел чин статского советника (Пятый класс гражданских чинов согласно Табели о рангах).

Предположительно - отец З.В. Кобылецкой - Виктор Михайлович Кобылецкий в чине статского советника служил при Императорском Повивальном институте (скорее всего - заведующим школой при институте).
Предположительно - отец З.В. Кобылецкой - Виктор Михайлович Кобылецкий в чине статского советника служил при Императорском Повивальном институте (скорее всего - заведующим школой при институте).

Статьи в Википедии о ней нет. Год рождения многие источники определяют, как 1881-й, но здесь я ориентируюсь на Эрмитаж, куда влился музей ЛФЗ - там твёрдо заявляют о 1880-м годе. Документов нет. Возможно, разнобой связан со сменой календаря (с Юлианского на Григорианский). Художественное образование получила в школе Общества поощрения художеств, которую окончила в 1910-м году по специальности живописец по керамике. По окончании обучения была командирована за границу, где также изучала живопись по фарфору на известных заводах Дании, Швеции и Франции. По возвращении в Россию работала в частных мастерских художников. В 1912-м году поступила художником на Императорский фарфоровый завод. К тому времени у неё выработался свой собственный стиль - яркий скрупулёзный растительный рисунок, как будто бы перенесённый на фарфор с картин Анри Руссо.

В 1914-м году, как только началась Мировая война и пошли первые потери, Зинаида Викторовна по примеру многих женщин-горожанок вызвалась служить сестрой милосердия в военной госпиталь, и только в 1918-м году вернулась к работе художника - в филиал живописного цеха ГФЗ, основанного на базе бывшего училища барона Штиглица. В послереволюционные годы эстетическую составляющую изделий завода определял известнейший график С.В.Чехонин, изобретатель "революционных" шрифтов. В соответствии с концепцией новой власти, фарфоровая посуда должна была быть декорирована яркими революционными лозунгами, взятыми из разных источников. В целом, декор соответствовал стилю АВАНГАРД, где шрифты, лозунги, изображения газет вплетались в общий рисунок естественным образом. Со временем расписанные таким образом изделия стали называться АГИТАЦИОННЫМ ФАРФОРОМ. Считалось, что все лозунги подбирал и утверждал лично нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский. Кроме того, такой стиль в начале 1920-х оказался на пике моды во Франции и Англии - туда, в основном, расписанные тарелки и блюда и отправлялись...

Хороший копиист, Кобылецкая быстро переняла манеру Чехонина с его сильной графичностью, и соединила её с собственной цветочной живописной манерой. И вот что из этого всего вышло...

Вот работы её АВАНГАРДА.

Вот роспись сервизов начала 1920-х годов. В данном сервизе хоть основная роспись и цветочная, по рисованным лентам вплетены лозунги.

А в этом сервизе (см. ниже) естественные для АВАНГАРДА и КОНСТРУКТИВИЗМА элементы в виде символов Советской власти (серп, молот, красная звезда) и детали механизмов и инструментов (грабли, шестерёнки) соседствуют с цветочной "женской" росписью...

Сервиз, изображения предметов которого размещены в галерее ниже, называется "1-е мая" (1930).

А здесь для фарфорового ансамбля выбрана та же самая форма, что и в предыдущем сервизе, но роспись уже другая. Вместо людей - цветы и животные..

В галереях ниже представлены предметы сервизов полностью цветочной росписи.

Ещё несколько примеров АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА второй половины 1920-х годов, созданных З.В. Кобылецкой. Интерес к такому фарфору в эти годы угасает, но в связи с различными датами выполнять подобные заказы было необходимо...

С середины 1920-х годов идёт спад интереса к агитации в фарфоре как со стороны населения (покупателя посуды), так и со стороны заказчика (государственных и партийных органов). Вновь на первый план выходит орнаменталистика, где Кобылецкая чувствует себя как рыба в воде. В галерее ниже представлена орнаментальная роспись З.В. Кобылецкой разных лет...

А это - остатки сервиза от 1926-го года. Роспись наверняка сделана на форме ещё дореволюционной Императорского завода. Форма невероятно изысканная, великолепно смотрится и сейчас. Про роспись и говорить нечего - выше всяких похвал!

Фото для коллажа взяты из каталога Эрмитажа.
Фото для коллажа взяты из каталога Эрмитажа.

Остатки сервиза на "Китайской" форме (сейчас форму (фасон) восстановили и назвали "Гербовой"), расписанного в классическом виде - кобальтом с позолотой (см. галерею ниже).

В 1924-м году она вслед за Чехониным и другими художниками ГФЗ была привлечена к попытке подъёма фабрик бывшего Новгородского кластера И.Е. Кузнецова, пребывающих в состоянии застоя и деградации (На Волховскую фарфоро-фаянсовую фабрику "Коминтерн"). Из-за множества причин проект в целом не удался, но попытка была. В 1926 году Кобылецкая возвращается на Фарфоровый завод художником, а в 1929 году назначается инструктором по художественной части живописной мастерской.

Работы Кобылецкой экспонируются на международных выставках, где их отмечают дипломами и медалями. Например, на выставке в Париже (1925) и в Монце (1925) её работы были отмечены дипломами, а на выставке в Милане (1927), признанном центре европейского дизайна, завоёвывают золотую медаль. Творчество З.В. Кобылецкой также получило высокую оценку на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939).

В 1932-м году Кобылецкая уходит с завода. Не забудем - ей уже за пятьдесят, в принципе, она состоялась, как художник, сделав к тому времени в фарфоре много больше других. Её манера - сложные рисунки, буквально произведения прикладного искусства, требующие кропотливой работы и времени, что совершенно не согласуется с партийными требованиями увеличения количества выпускаемой продукции за единицу времени ("встречные планы" и пр.). Считается, что она ушла с завода "по болезни". Однако Кобылецкая не забросила рисунок - она сотрудничает с Академией наук СССР, Всесоюзным институтом растениеводства, занимаясь иллюстрированием научных, академических, главным образом ботанических изданий.

Новый виток сотрудничества с ЛФЗ начинается сразу же по окончании Великой Отечественной войны, когда заводу отчаянно не хватало профессиональных художников (не все ещё вернулись из эвакуации, кто-то ждал демобилизации, но пока был на службе). Кобылецкая делает серию эскизов новых росписей для сервизов разных форм. Смотрим...

В последние годы жизни работает художником-иллюстратором в Ботаническом институте Академии наук СССР над изданиями «Флора СССР», «Флора Таджикистана» и атлас Медгиза.

Всего за годы своей работы на Фарфоровом заводе Зинаида Викторовна выполнила около 1500 композиций. Свои работы она подписывала "З. Кобылецкая" или просто инициалами "З.К.", иногда инициалами "З.В.К.", иногда пиктограммой в виде крестика в кружочке.

Манера Кобылецкой невероятно интересна, можно сказать самобытна, она сильно повлияла на такого самородка от фарфора, Мастера с большой буквы (если не гения), как Алексей Викторович Воробьёвский (да он и сам этого не скрывал). В какой-то степени её фантастические, яркие завораживающие рисунки предвосхитили стиль ПСИХОДЕЛИКИ, и отразились в художественном оформлении таких Советских мультфильмов конца 1970-х - начала 1980-х годов, как "Контакт" (1978) и "Тайна третьей планеты" (1981), а также в ручной росписи сервизов ЛФЗ тех же лет ботанической тематики ("Рябина", "Сентябрь", отчасти "Берёзка" на фасоне "Весенний" (автор формы - Яковлева С.Е.)).

На этом - всё. Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация канала пока просто смешная, на неё невозможно существовать. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!