Найти тему
Киберпоп ТВ

Тропари второй песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 3.2

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 3.1

Еще одно событие, к которому отсылает нас тропарь второй песни канона Андрея Критского ― это Христос в доме Симона фарисея. Кто такой фарисей? Это как будто бы ревнитель благочестия, но ревнитель внешнего благочестия. Это такой ханжа, который вроде все заповеди старается соблюсти, все правила, предписания, традиции, но внутри, в своем сердце, он гордится этим, превозносится. Фарисеи, как правило, были наполнены лицемерием.

И вот фарисей по имени Симон пригласил Господа Иисуса Христа и Его учеников прийти к нему в гости. Господь не отказал ему. Он пришел со Своими учениками, они разместились там. В наше время мы садимся за стол, кушаем, но тогда за стол не садились, тогда возлежали. То есть было какое-то покрывало, на котором стояли блюда, а люди, опираясь на левую руку, возлежали вокруг этого покрывала. Правой рукой пользовались для того, чтобы кушать. Они общались таким образом.

Во время этого общения в дом вошла женщина, которая была блудницей. Она знала о том, что Христос будет в доме Симона фарисея. Вошла туда, держа в руках сосуд с миром. Миро ― это драгоценное масло. Увидев Христа, она подошла сзади, встала на колени и стала плакать, оплакивать свои грехи, свою жизнь. Ее слезы капали Ему на ноги, а она целовала эти ноги, волосами вытирала их и миром помазывала.

«Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Потому что с точки зрения фарисея это было неблагочестиво, чтобы к себе подпускать женщину-блудницу. И этим помышлением Симон обличает свое лицемерие, потому что он внешне приглашает Христа как учителя, как пророка в свой дом, оказывает Ему внешнее расположение, а внутри не считает Его учителем и пророком. И упрекает Его даже: «Если бы Он был пророком, то знал бы».

Симон ― фарисей. Вот эта женщина ― блудница ― знает, что Он пророк, как минимум, поэтому стоит на коленях и плачет. А ты внешне благочестивый, но внутри твое сердце настолько полно нечистоты, что ты не видишь в этом учителе пророка, хотя и называешь учителем. Ты пригласил Его в свой дом, чтобы Он почтил тебя своим присутствием. Вот оно, фарисейское лицемерие.

И когда Симон подумал в своем сердце об этом, «обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги» (Лк. 7:40-46).

На Востоке существовал обычай: перед тем, как садиться за стол, умывать не только руки, но и ноги, потому что люди возлежали. Ходили-то босиком, пыль, грязь, поэтому омывали ноги. «Маслом головы не помазал» ― это тоже обычай на Востоке, поскольку солнце сильно жжет. Для того, чтобы уберечь кожу и волосы от нещадных лучей солнца, смазывали голову маслом для защиты. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).

Теперь давайте почитаем тропари второй песни канона, которые отсылают нас к этому событию.

«Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим».

Сначала обращение: Бога называем Щедрый (Щедре), Бог щедрот. Слезы блудницы и я предлагаю Тебе, Щедре.
«Очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим». Очисти мои грехи тоже.

«Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро приими, Спасе, и моя слезы».

«Согреших» — здесь такое признание: я согрешил.
«Якоже блудница вопию Ти». Только блудница молчала. Она ни слова не сказала, просто плакала и умывала ноги своими слезами, целовала и отирала волосами. То есть тело ничего не сказало, а душа вопила.
«Един согреших Тебе». Это мой грех. Я не делю с кем-то на двоих, на троих ответственность за грехи свои. Нет, это я один согрешил.
«Яко миро прими, Спасе, и моя слезы», то есть и мои слезы.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.