Найти в Дзене
Аномальная Россия

Как в Европе дурачат туристов, выдавая новоделы за исторические артефакты

Когда российские туристы возвращаются из стран Западной Европы, то очень часто можно услышать их восторги, ахи и охи по поводу величественных средневековых замков. Особенно, на мой взгляд, в этом вопросе преуспела Чехия, где действительно сохранилось немало каменных сооружений 500-600 летнего возраста.

Правда, истины ради стоит заметить, что все они в очень и очень разном состоянии, ибо время не щадит даже камень, а уж наружную отделку из иных материалов, таких, как стекло, дерево, металл и подавно. Так что нужно всё-таки понимать, что наиболее эффектные каменные сооружения, расположенные в очень доступных и удобных для туристов местах, являются в той или иной степени отреставрированными, а порой и дополненными современными вставками сооружениями, у которых 100% исходными остаются разве что только фундаменты и само место географического расположения.

Чешский замок в Жлебах
Чешский замок в Жлебах

Например, если приглядеться даже просто к фото замка в Жлебах, то можно явно заметить следы более или менее современной реставрации и отделки, а также явно очень старый каменный фундамент. Внутренние помещения и отделка некоторых из них в том же замке и расположенные там экспонаты тоже вызовут логичные сомнения у наблюдательного туриста. Особенно это касается так называемых средневековых витражей, зеркал и стеклянной посуды.

Дело в том, что обычное стекло (не чисто кварцевое) - это аморфный материал, у которого практически отсутствует кристаллическая решётка. А значит, этот материал очень медленно текучий. И за столетия он несколько оплывает и тускнеет. Этих недостатков практически лишено чисто кварцевое стекло или стекло с минимальными добавками к кварцевому песку, который очень тугоплавкий (около 1700 градусов по Цельсию). А все добавки-присадки снижают температуру его плавления и делают расплав более пластичным. Но за это приходится платить временем жизни такого стекла.

А вот так замок в Жлебах выглядит изнутри
А вот так замок в Жлебах выглядит изнутри

Поэтому никто в средневековой Западной Европе не делал такого стекла для остекления окон или изготовления витражей. Такое стекло шло на вазы и кубки по заказам очень и очень состоятельных людей. По факту это были разовые штучные изделия, которые можно действительно увидеть в некоторых европейских музеях. В замках же новоделах такие же новоделы, как правило, из более или менее современного богемского стекла (XIX - начало ХХ веков). Но, как говорят, пипл-то всё равно хавает!

Чешский замок Локет более похож на средневековый замок
Чешский замок Локет более похож на средневековый замок

Тоже самое касается и средневековых зеркал. Если таковые и сохранились, то их почти невозможно использовать по прямому назначению, так как амальгама (отражающий слой с обратной стороны уже и так потускневшего стекла-основы) столько не "живёт" - начинает отслаиваться или также тускнеть. Вот фарфор, да, он долгожитель, хотя и роспись по нему тоже со временем портится. Более или менее приличная посуда возраста 300-350 лет, да и то та, которая использовалась в качестве украшений, то есть с которой не ели и её часто не мыли.

Одна из комнат замка в Сихрове
Одна из комнат замка в Сихрове

А вот такие замки, как тот, что в Бездеве, показывают, как обходится время даже с каменными сооружениями, безжалостно уничтожая некогда безупречную штукатурку и даже кирпичную кладку вместе с раствором, который был не чета современной песчано-цементной смеси. В такие места обычно возят более бюджетных туристов. Ибо тут хвалиться-то особо нечем, кроме того, что "да, были и в Чехии славные времена, когда почти любой более или менее значимый феодал имел свой каменный замок".

А почему делается именно так? Да, всё потому, что маленькая Чехия в Средние века ничем особым и не прославилась, кроме разве что восстания, вызванного казнью реформатора, проповедника и мыслителя Яна Гуса.

Чешский замок Бездез. Здесь почти не трудились современные мастера.
Чешский замок Бездез. Здесь почти не трудились современные мастера.

И "под занавес" замок-новодел Гарибальди, что в селе Хрящёвка Ставропольского района Самарской области. Там такие технологии состаривания натурального камня применены, что ему навскидку никак меньше 300 лет не дать. А бронзовое состаренное литьё в виде горгулей и дверных петель...

Если Вам понравилась новая авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"

Если Вам понравилась авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"
Если Вам понравилась авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"