Найти тему
История живописи

"Сказочный" немец из Российской империи, любивший изображать Прибалтику

"Возвращение в заснеженную деревню", О.А. Гофман. Частное собрание.
"Возвращение в заснеженную деревню", О.А. Гофман. Частное собрание.

Сегодня я покажу вам работы однофамильца автора известной новогодней сказки и расскажу о тех фактах его биографии, что мне удалось "выловить" из открытых источников. Речь пойдет о художнике Оскаре Адольфовиче Гофмане.

Уроженец Дерпта (ныне это эстонский Тарту), происходил из остзейских (балтийских) немцев, по крайней мере его имя не оставляет лично у меня никаких сомнений в этом. Хотя та же известная "википедия" называет его "эстонцем по происхождению", но оставим это на совести того, кто писал там краткую заметку о художнике. Родился он в 1851 году и окончил Дерптскую гимназию, в которой в то же время обучался и другой известный русский художник с немецкими (остзейскими) корнями - Юлий Клевер. Забегая немного вперед отмечу, что одну картину эти художники даже напишут вместе, в соавторстве. Так же будущий художник, будучи гимназистом, работал в студии художника и литографа Карла Шульца.

"Проселочная дорога с конным экипажем", О.А. Гофман, 1876. Частное собрание.
"Проселочная дорога с конным экипажем", О.А. Гофман, 1876. Частное собрание.
"Эстонские фермеры по дороге домой с рынка", О.А. Гофман. Частное собрание.
"Эстонские фермеры по дороге домой с рынка", О.А. Гофман. Частное собрание.

Но в отличие от Клевера, Гофман после гимназии не поедет сразу в столицу империи, а отправится на родину предков - в Дюссельдорф, где будет обучаться в местной Академии художеств у "известного исторического живописца Гебхардта, который первоначальное художественное образование получил в рисовальных классах нашей Академии". Другим преподавателем Гофмана будет известный (в то время) маринист Евгений Дюккер, который тоже в свое время обучался в Академии художеств. Оба учителя, кстати говоря, тоже были родом из балтийских немцев, переехавших в Дюссельдорф.

В общей сложности Гофман проживет в немецком городе десять лет, из которых непосредственно на обучение ушло пять. Первые свои работы он начал выставлять именно в Дюссельдорфе и именно там стал специалистом по офорту - разновидности печатной графики, как тогда писали, "гравировал крепкой водкой" (так тогда называли азотную кислоту), стал членом Дюссельдорфского общества аквафортистов.

"Весенний вечер в деревне", О.А, Гофман, 1886. Частное собрание.
"Весенний вечер в деревне", О.А, Гофман, 1886. Частное собрание.
"Дорога на Ревель", О.А. Гофман, 1890-е. Галерея Святого Лукаса, Таллин.
"Дорога на Ревель", О.А. Гофман, 1890-е. Галерея Святого Лукаса, Таллин.

В 1883 году он возвращается в Российскую империю и поселяется в ее столице, где будет активно участвовать как в выставках Академии, так и других (петербургского общества художников, общества акварелистов и прочих). Через год Академия художеств присвоит ему звание "почетного вольного общника", то есть много сделавшего для популяризации искусства. Хотя это звание зачастую закрывало возможность художнику продвигаться по должностной лестнице Академии (с Гофманом именно это и произошло). Часто он в своих работах обращался к своей малой родине - Эстляндской губернии. Как писали тогда:

Излюбленные сюжеты О.А. Гофмана заимствуются из быта в связи с природой прибалтийских губерний и особенно из быта эстонцев.
"Крестьянин в телеге", О.А. Гофман, XIX век. Челябинский музей изобразительных искусств.
"Крестьянин в телеге", О.А. Гофман, XIX век. Челябинский музей изобразительных искусств.
"Надвигающаяся гроза", О.А. Гофман, ок. 1894. Музей Куму, Таллин.
"Надвигающаяся гроза", О.А. Гофман, ок. 1894. Музей Куму, Таллин.

В нынешние времена это привело к тому, что много в каких источниках (как я уже писал в начале статьи) художник фигурирует как "эстонский". Насколько можно так говорить о балтийском немце, который родился и жил в Российской империи, обучался в Германии и умер в Петербурге (в 1912 году) - это вопрос, конечно... Но, надо сказать, что в его творчестве жанровые картины и пейзажи Эстляндии достаточно распространены и немало его работ хранится именно в нынешних эстонских музеях.

"Эстонский крестьянин с телегой и жеребенком на дороге", О.А. Гофман. Частное собрание.
"Эстонский крестьянин с телегой и жеребенком на дороге", О.А. Гофман. Частное собрание.
"Вечереет над рекой", О.А. Гофман, 1905. Частное собрание.
"Вечереет над рекой", О.А. Гофман, 1905. Частное собрание.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.