Выдающийся скульптор М.И. Козловский был и замечательным рисовальщиком. «Российская баня» - значительное произведение периода его римского пенсионерства. Впечатления от многих шедевров итальянского искусства, в первую очередь от росписи
Микеланджело «Страшный суд», причудливо переплелись здесь с русским сюжетом. Ещё в Петербурге Козловский создал два эскиза, в которых отразились впечатления от типичной «общенародной» («торговой») бани, где мужчины и женщины мылись вместе. Народная традиция совместного мытья держалась, несмотря на запреты властей. Баня давала художникам прекрасную возможность продолжить изучение натуры: «достойные примечания позитуры можно видеть в мыльнях, где вдруг представится живая картина, наполненная многими разными телодвижениями, самою натурою производимыми, и таковыми иногда, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут» (И.Ф. Урванов).
В Риме Козловский сильно переработал тему: демонстрируя знание анатомии, он собрал мощные тела в устойчивые композиционные группы, и их «нагромождение» стало продуманной постановкой. Козловский, видимо, особенно ценил этот лист: принято считать, что офорт по этому рисунку выполнен им самим.
Это один из экспонатов выставки графики, которая открылась в Михайловском замке (филиале Русского музея)