На пресс-конференции 14 марта премьер Пашинян был вынужден признать, что в регионе сложилась критическая ситуация. Как считает эксперт Григор Баласанян, армянские власти уже не могут не признавать сложившихся реалий.
Факты (а они немые свидетели) говорят о провале внешней политики Армении, направленной на достижение мира с Азербайджаном любой ценой. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал специалист в области международных отношений Григор Баласанян.
Он замечает, что, с одной стороны, на уровне премьера заявляется, что Азербайджан планирует новый геноцид в Нагорном Карабахе. А, с другой стороны, не прекращается мирный переговорный процесс с этой страной.
"Эти заявления я бы охарактеризовал как слова отчаяния. Это говорит о том, что ситуация подошла к опасной точке, после которой армянский премьер уже не сможет удовлетворять требования Алиева. До такой ситуации страна была доведена или по неопытности, или под влиянием эйфории 2018 года, а может быть, ответственные за внешнюю политику не поняли, что в настоящий момент для такого малого государства, как Армения, чрезвычайно опасно играть в комплементарную внешнюю политику. Та политика, которая проводится властями Армении в условиях соперничества геополитических центров – это дорога, ведущая в никуда", - утверждает эксперт.
Мир – один, а представления разные
Баласанян с сожалением констатирует, что в случае переговоров Армении с Азербайджаном обе стороны говорят о мире, подчеркивают его важность, но не готовы к нему.
"Армения всегда выступала за мир. В мире нет народа, которому не нужен мир. Но если ты получаешь мир за счет своих национальных интересов, если ты получаешь мир, отдавая всё, ты получаешь, как в известных словах Черчилля - и позор, и войну. Из пресс-конференции премьера 14 марта для меня, как для аналитика и эксперта по международным вопросам, стало понятно одно – Армению подвели к опасной черте. Армянские переговорщики возможно, в силу неопытности, поверили сладкоголосым обещаниям, которые им давали в разных европейских столицах. И вместе с тем подвели страну к порогу войны, причем с одной важной особенностью – подвели беззащитной", - сетует Баласанян.
Он считает недопустимым использовать поражение в войне, как оправдание промахов во внешней политике, поскольку расплачиваться за это придется всему народу.
Баласанян уверен, что в повестке не два варианта – вашингтонский и московский, а один, который уже выбрали власти Армении.
"Принимая во внимание, что в Праге Пашинян с Алиевым уже договорились о взаимном признании территориальной целостности, и также заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Луиса Боно о том, что карабахский вопрос должен быть включен в армяно-азербайджанский мирный договор, вынуждены констатировать, что из имеющихся вариантов был выбран наименее выгодный армянской стороне вариант", - говорит он.
При этом эксперт отмечает, что Азербайджан отказывается подписывать даже самый невыгодный для армянской стороны договор, поскольку понял, что может получить больше, чем даже в таком варианте. Он допускает, что у властей Азербайджана есть такие козыри, которые они еще не раскрывают, но в то же время уже начинают применять язык шантажа.
"В этих условиях ты должен был сделать максимум для того, чтобы оградить страну от опасностей, не делать Армению полигоном для столкновения интересов сверхдержав, развивать экономику военными заказами, и самое главное – найти общий язык, сгладить все острые углы со стратегическим союзником, обрести нового военно-политического партнера в регионе в лице Ирана. И готовиться к худшему, поскольку ситуация в регионе накалена настолько, что взрыв неизбежен", - считает эксперт.
Какой путь выбрала Армения – узнаем в ближайшее время
Баласанян замечает, что от разных стран Армения получает политические заявления по поводу блокады Лачинского коридора, или необходимости соблюдения прав человека в Нагорном Карабахе, и власти считают это дипломатическим успехом. Однако он уверен, что в нашем регионе и на Ближнем Востоке такие заявления ничего не значат.
"У нашего региона есть свои особенности, здесь не работают демократические методы, здесь работает хитрость, а также умение держать данное слово. И когда видят, что ты все время пытаешься маневрировать, не имея для этого ни опыта, ни умения, ни возможности, в один прекрасный день тебя ставят перед фактом. Судя по содержанию пресс-конференции премьера, Армению, как минимум, один геополитический центр уже поставил перед фактом. И загнал в тот угол, из которого можно выйти или путем войны, или путем восстановления отношений с союзниками. Какой путь выбрала Армения – думаю, в ближайшее время мы узнаем", - отмечает аналитик.
Армения Европе друг, но нефть дороже
У Баласаняна возникают вопросы: "Если заявление 9 ноября 2020 года подписали три страны – Армения, Россия и Азербайджан, о чем мы договариваемся в Праге? О чем ведем переговоры в Брюсселе? С кем ведем переговоры? То есть, мы всерьез думаем, что Шарль Мишель, или Боррель, или другие западные чиновники заинтересованы в решении карабахского вопроса?".
"Для них, тем более на фоне последних событий в Восточной Европе и Украине, важнее всего найти альтернативные источники поставок газа. В этих условиях роль и значимость Азербайджана для Европы многократно возросла. Соответственно, Европа не может быть беспристрастным посредником между Арменией и Азербайджаном", - считает эксперт.
Он также заметил, что из Европы поступил еще один месседж, на который не обратили внимания власти Армении – а именно, ЕС выделил 2 млрд. евро Азербайджану на восстановление сельских общин и реализацию экономических программ.
"Нужно чутье для того, чтобы понять, что чаша весов склонилась не в твою пользу. И соответственно, надо несколько охладить отношения, не бросаться очертя голову в объятия Европы в попытках получить от нее помощь", - считает он.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Сегодня заявления о слабости Армении не то что не помогают делу, а льют воду на мельницу Азербайджана, считает он. Каждое государство в своей истории и проигрывает, и побеждает. Главное – не превращать поражение в навязчивую идею, даже если у Армении "оружие 80-х годов" и "саперные лопаты 70-х", говорит он.
"Мы должны внушить всем, что мы – маленькая, но очень опасная, ядовитая змея. И никому не позволим играть с огнем. Потому что Армения способна самостоятельно защитить свою честь и достоинство. Во всяком случае, на протяжении двадцати с лишним лет из тридцати азербайджанцы понимали, что любое агрессивное действие с их стороны повлечет за собой четырех-пятикратное противодействие", - замечает Баласанян.
Что мы делаем для того, чтобы не быть слабыми? По сути, ничего, заключает эксперт. Между тем, Армения могла бы использовать в своих интересах неприязненное отношение к Азербайджану в регионе, и не только со стороны Ирана.
"Сегодня упускаем из виду позицию Сирии и поддержку, которую мы можем получить от нее. Если Сирия признала Абхазию, для неё не проблема и признание независимости Нагорного Карабаха. Но мы не работаем в этом направлении", - говорит наш собеседник.
На Россию надейся, а сам не плошай!
Надо понимать, что война не обойдет нас стороной, если мы спрячемся за стеной, говорит эксперт. Он замечает, что на оборотной стороне паспортов 120 тысяч человек (жители Нагорного Карабаха) написано, что носители этого документа находятся под защитой Республики Армения.
Он уверен, что Россия одна не сможет обеспечить безопасность Нагорного Карабаха.
"Это твои граждане. Опять-таки пусть Россия будет гарантом, хотя я против, поскольку гарантом безопасности карабахского народа всегда была Армения. В любом случае, Армения должна активно помогать России. Азербайджан может сказать России: "Тебе что, больше всех надо? Армения говорит: "мне с Россией делать нечего". А мы хотим наладить отношения с Арменией. Забирай миротворцев, не мешай нам", - подчеркнул собеседник Sputnik Армения.
По его словам, армянская сторона могла хотя бы нейтрализовать пикетчиков, протестующих против присутствия российских миротворцев, которые привозят в Нагорный Карабах зерно и топливо.
"Если вы сами говорите, что Россия – гарант безопасности народа Нагорного Карабаха, почему вы допускаете проведение антироссийских акций? Если ты зависишь от России, твоя безопасность зависит от нее, то элементарная логика требует, чтобы ты исключил проведение в Ереване и Степанакерте акций, которые могут разочаровать ту сторону, от которой зависит твоя безопасность. То есть если в твоей столице сжигают чучело руководителя страны - твоего стратегического союзника, и ты проявляешь нулевую реакцию, чего ты ожидаешь?" - считает Баласанян.
В случае азербайджано-иранской эскалации первым под удар попадет Мегри
Опасность эскалации в Сюнике и поддержка Азербайджана со стороны Израиля более чем реальна, считает Баласанян. Он указал на сообщения иранских СМИ о том, что на днях в Баку приехал глава израильской разведки и встретился с президентом Азербайджана. Также в Азербайджане в эти дни находится инспекционная группа НАТО во главе с турецким высокопоставленным военным, которые совершают инспекционные поездки в азербайджанские военные части. По сообщениям тех же иранских СМИ, 90 израильских самолетов находятся в Азербайджане.
"Отсюда возникает вопрос – кто был архитектором 44-дневной войны? Кому был выгоден захват побережья реки Аракс, которое контролировалось армией обороны Нагорного Карабаха? Кто эти территории может использовать как плацдарм для нападения на другую страну?" - задается вопросами эксперт.
На его взгляд, о высокой вероятности войны говорят и в иранской, и в азербайджанской прессе. Судя по всему, в авангарде этих военных действий будет Азербайджан. То есть боевые действия против Ирана начнутся с Азербайджана. Баласанян не исключает, что первым под удар попадет Мегри, и Иран будет отрезан от Армении. Это чрезвычайно опасный сценарий, но и чрезвычайно реалистичный, уверен он.
В то же время он выразил точку зрения, что и Иран не сидит сложа руки. По мнению специалиста по международным вопросам, все предостережения в адрес Азербайджана со стороны Ирана о недопустимости в регионе иностранных военных, которые представляют опасность для Ирана, направлены и в сторону Армении.
Миссия наблюдателей Евросоюза - угроза для Армении?
Эксперт по международным вопросам считает, что нет особой пользы от присутствия европейских наблюдателей, у которых нет возможности и желания изменить статус-кво, их реальная миссия - в наблюдении за Ираном. Однако, это таит опасность для нашей страны, если Тегеран решит, что европейские наблюдатели несут угрозу его безопасности.
Говоря о бесполезности мониторинговой миссии для армянской стороны, он напомнил, что после сентябрьской агрессии со стороны Азербайджана, в Армению на два месяца прибыли наблюдатели ЕС. Но они даже не смогли выступить посредниками для вывоза тел убитых армянских солдат с нейтральной территории. Потом был заблокирован Лачинский коридор. А накануне блокады наблюдатели покинули Армению. Теперь же они снова приехали.
"Если по официальной версии их миссия заключается в том, чтобы способствовать налаживанию диалога между народами Армении и Азербайджана, они могли быть дислоцированы в Гегаркуникской или Тавушской области. Однако они разместились в Вайоцдзорской области, хотя со стороны Нахичеванской границы инциденты происходят крайне редко. Почему в Вайоц дзоре? Ответ очень прост. Город Ехегнадзор очень удобен для наблюдения за иранской границей и территорией Ирана. Техника и аппаратура, которую они с собой привезли, предназначена не только для контроля за армяно-азербайджанской границей", - уверен эксперт.
По его мнению, в пользу этой версии говорит тот факт, что посол США в Армении Кристина Квин вскоре после своего назначения встретилась с главой наблюдательной миссии Европейского Союза в Армении Маркусом Риттером. Приехав в Ехегнадзор, она заявила о том, что цели наблюдателей ЕС и посольства США совпадают и пообещала, что Америка и Европа будут сотрудничать в этом вопросе.
"Очевидно, их цель – наблюдение за Ираном. Также будут наблюдать, сколько машин миротворцев проезжают за день в сторону Сюника, какую технику перемещают, количество личного состава, какие грузы перевозят. Если бы их целью было обеспечение мирного сосуществования, разместились бы в Ноемберяне или Варденисе. Почему именно в Ехегнадзоре? Кто это решил? Это Армения решила, или они (представители ЕС – ред.) предложили? Ответственные чиновники, кажется, не могут ответить на эти вопросы", - заметил Баласанян.
Он не исключил, что в случае эскалации Иран может считать эту базу законной военной целью и нанести удар. Не надо играть с огнем, предупреждает эксперт, не надо ждать, когда удар будет нанесен и потом говорить о том, что мы не ожидали недружественных шагов со стороны Ирана. Балсанян уверен, что в случае, если начнутся боевые действия, никто не станет разбираться. Все те объекты, которые могут вызвать подозрение у иранской стороны, станут мишенью. В том числе и расположенный в Ехегнадзоре штаб миссии наблюдателей ЕС. На данный момент задачей номер один для властей Армении должно быть перемещение штаба миссии ЕС из Ехегнадзора в Варденис или Ноемберян, говорит Баласанян.
"Мы не нарушаем никаких обязательств. Просто мы отводим удар от города Ехегнадзор и Вайоцдзорской области. Уберите миссию от греха подальше. Пусть сидят в Варденисе и мониторят. Уберите их из Вайоц дзора. Не превращайте область в арену возможного столкновения геополитических интересов", - добавляет он.
Что гарантируют "международные гарантии"
По определению Баласаняна, "международные гарантии это нечто такое, во что все верят, но на самом деле его нет". Он замечает, что для начала надо разобраться, что значит "международные", какие именно страны составляют "международную общественность". И во-вторых, что значит "гарантии"? Какова формула этих гарантий?
Он уверен, что никто не собирается с оружием в руках охранять армяно-азербайджанскую границу. Не стоит надеяться и на военно-техническую поддержку. Соответственно, гарантии будут выражаться лишь на словах.
"В 2005 году Джордж Буш младший приехал в Тбилиси и заявил, что отныне США и Грузия становятся стратегическими союзниками, чем немало воодушевил президента Саакашвили. Где остались эти "международные гарантии" в 2008 году, когда российские войска за 20 минут добрались до Тбилиси? Сколько можно повторять одну и ту же ошибку? Видите, во что превратили Украину? Процветающую страну теми же самыми гарантиями превратили в пепелище. Украину убедили, что благодаря "гарантиям" ей ничего не грозит. Зачем нам повторять чужие ошибки? Бисмарк говорил, что надо учиться на чужих ошибках", - заключил эксперт.
Накануне на пресс-конференции премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о вероятности новой эскалации как вдоль границы Армении, так и в Нагорном Карабахе.