Найти тему
Киноед

Жорж Мельес. Первооткрыватель спецэффектов в кино

Оглавление

8 декабря 2021 года исполнилось ровно 160 лет со дня рождения Жоржа Мельеса. Французский режиссер, который считается создателем первых спецэффектов в истории кинематографа.

Когда родился первый игровой фильм? Кто первым наконец-то понял, что пленку можно использовать не только для записи реальности, но и для создания фантазий? Давайте отправимся в далекое путешествие во времени и узнаем об этом вместе!

Когда братья Люмьер 28 декабря 1895 года в парижском "Salon Indien du Grand Cafe" впервые представил публике «Выход рабочих с фабрики» (и еще несколько других короткометражных фильмов), еще никто не знал инструмента, способного создавать кинематограф как искусство. Знаменитые братья использовали частичную режиссуру событий в своих сценах и инструктировали людей, как должным образом вести себя перед камерой. Их «Политый поливальщик» является первым фильмом с конкретным сюжетом, но свою деятельность они воспринимали прежде всего как документальную. Точно так же их фильмы воспринимались и окружающими, а кинематограф стал исполнением мечты Стендаля - реализм до предела. Фильмы Люмьер просмотренные сегодня, буквально переносят нас в прошлое, позволяют погрузиться в далекую и увлекательную эпоху.

Эти ленты — прежде всего сцены из жизни: даже те, в которых братья просили своих "актеров" вести себя определенным образом, все же имеют больше отношения к документалистике, чем к современным художественным фильмам. Безусловно!

Во время этого исторического представления 28 декабря 1895 года в "Salon Indien du Grand Cafe" в Париже присутствовал особый зритель, который возможно, первым в мире понял, что кинематограф можно использовать не только как захват реальности. Жорж Мельес, талантливый карикатурист и ученик известного художника-символиста Гюстава Моро, а также популярный фокусник и иллюзионист, который профессионально будоражил публику и создавал иллюзии.

Сегодня мы знаем его, прежде всего как великого режиссера, первым последовательно реализовавшего свои художественные замыслы с помощью диафильма. Он тот, кто первым вдохнул в фильм оригинальную мысль и искусство, и кому кино едва не разрушило жизнь, доведя до банкротства и нервного срыва.

Но с самого начала, как я уже писал ранее, Мельес начинал карьеру как иллюзионист и престидижитатор. Он не бросил эту работу даже после увлечения кинематографом. Управляя, а затем продав обувную компанию своего отца — честно говоря, он не очень любил этот бизнес — Мельес мог позволить себе осуществить свою самую большую мечту, которая заключалась в том, чтобы купить театр Робера-Удена в Париже. Это была самая известная во всей Европе, хотя и слегка обветшавшая площадка для представлений иллюзионистов (названная в честь основателя этого театра, "первого современного фокусника" Жана Робера-Удена, псевдоним которого позже взял знаменитый Гарри Гудини).

Мельес стал не только владельцем здания, но и менеджером работавшей там труппы фокусников и постановщиком представлений. Он также выступал на сцене в качестве иллюзиониста.

Кинематограф, созданный Мельесом, изначально задумывался как дополнение к представлениям иллюзионистов в его театре. Он должен был создавать ощущение некой новинки и диковинки, представленной в конце каждого шоу. Всего через несколько месяцев после того, как была продана фабрика и куплено первое оборудование, Мельес сам начал экспериментировать с устройством; и с головой ушел в работу, он влюбился в кино! Летом 1896 года он снял несколько десятков коротких сцен. Большинство из них были чисто "учебными": начинающий режиссер только знакомился с аппаратурой и шлифовал свое мастерство, копируя фильмы братьев Люмьер. «Исчезновение дамы в театре Робера-Удена» считается его первым и полностью оригинальным фильмом.

Реалистичная запись фокуса, в котором заглавный герой - Дама, сначала исчезает, а затем снова появляется в результате действий иллюзиониста. Эта ранняя запись длиной в несколько десятков секунд обозначила направление дальнейших экспериментов Мельеса, который стал волшебником кинематографа.

Как фокусника по профессии его прежде всего интересовали трюки и эффекты: уникальные и удивительные вещи. Жорж Мельес — первый создатель спецэффектов. Он снимал произведения, поражавшие зрителей того времени своей сюрреалистичностью и изобретательностью (некоторые его короткометражные фильмы связаны между собой в контексте). Он не пытался запечатлеть реальность, а пытался создать прямо противоположное: исказить ее, сделать странной, перенести зрителя в мир абстракции. Как автор, он воспринимал фильм как зрелище. Или как сон, записанный и показанный в темной комнате, с толикой фантастики, что-то захватывающее, что могло бы отвлечь зрителя от обыденности – и не это ли мы ищем сегодня в кино?

Интересный факт: Мельес случайно наткнулся на свой первый трюк: аппарат заклинило, в результате чего соседние кадры сливались, создавая странные картинки. Наложение нескольких кадров было излюбленным спецэффектом Мельеса, благодаря которому он мог показать одного человека или предмет сразу в нескольких местах. Или играть с размерами и пропорциями предметов.

Мельес был пионером не только в создании спецэффектов. Он первым стал снимать фильмы не на открытом воздухе, а на специальной киностудии — родовом поместье в Монтрее, переоборудованном в ателье. Мельес первым готовил для записи продуманную сценографию, костюмы и грим. Как карикатурист, он тщательно прорабатывал внешний вид отдельных сцен и персонажей. Декорации и причудливые костюмы актеров впервые приблизили фильм к театру. Мельес создавал для своих фильмов отдельные, нарочито вымышленные миры. Все было продиктовано стремлением как можно эффектнее очаровать зрителя.

На пике своей популярности Мельес первым экспериментировал с цветными пленками! Конечно, технические возможности того времени не позволяли записывать всю палитру цвета.

-2

Вскоре фильмы Мельеса можно было увидеть не только лишь в театре Робера-Удена. Основанная им компания "Star Film" распространяла его работы даже за пределами Франции. За семнадцать лет работы режиссером, Мельес снял в общей сложности 520 фильмов. Этот результат становится еще более впечатляющим, когда мы узнаем насколько разнообразны картины, которые он создал. Также следует помнить, что он работал практически без предшественников!

Исследователь Элизабет Эзра взялась за каталогизацию богатого творчества француза, разделив его фильмы на 20 основных жанров.