Период правления династии Мин (1368-1644) - это время наведения порядка, укрепления центральной власти, расцвета торговли, художественных традиций и оседлой бюрократии. Маньчжурские правители династии Цин (1644-1912) продолжат этот курс.
А когда-то на этих территориях сменяли друг друга "эпохи перемен". В древности почти вся история Китая состояла из бесконечных войн, которые вели между собой соседние царства.
Полководцы и их армии не мыслили своего быта без такого простого предмета, как кожаная фляга для воды. Форма фляги была воспроизведена в особом типе церемониального сосуда для вина бианьху (пиньинь bianhu, pienhu), название которого можно перевести как "вытянутый в сторону". Так предмет повседневного быта воина и кочевника превращается в предмет культа.
Никто не забыт и ничто не забыто - этот девиз применим к искусству Китая периодов правления династий Мин и Цин. Церемониальные сосуды для вина теряют свою актуальность в связи с развитием синкретизма трёх учений: даосизма, конфуцианства и буддизма. И бронзовый бианьху становится изысканным украшением интерьера - декоративной вазой типа "лунная фляга" (пиньинь baoyueping; англ. moon flask). Иногда в англоязычной литературе встречается такое обозначение данного типа ваз, как "фляги пилигримов" (англ. pilgrim flask).
В производство лунных фляг императорские мастерские вкладывали все доступные ресурсы того времени. Так древнекитайский предмет быта, вдохновлённый кочевнической кожаной фляжкой, становится произведением искусства, которое служит постоянным напоминанием о великом военном прошлом страны.
Для маньчжурских правителей династии Цин это напоминание было особенно актуальным. История маньчжуров, которые в 1644 г. осуществили захват Пекина, начинается с Нурхаци, который объединил несколько племён на территории современного Северо-Восточного Китая. В китайских источниках он обозначен как вождь племени “Маньчжоу”. Поэтому это объединение племён стали называть маньчжурами.
Это были в хорошем смысле бешеные ребята. Маньчжуры не только смогли захватить и удержать огромные территории, но и адаптироваться на этих территориях, изучить местные правила игры и мягким, но неумолимым образом установить свои.
В частных и музейных собраниях лунных фляг очень и очень много. Самое очевидное и доступное "место встречи" с лунной флягой - это Кунсткамера (Санкт-Петербург). Причём, в экспозиции представлено произведение из личного собрания Петра Великого.
Лунная фляга выполнена в технике перегородчатой эмали клуазонне (фр. cloisonne). Для минских произведений характерны лаконичность и однородность цветовой гаммы, стандартизация орнаментальных сюжетов и схем. Использовались эмали семи цветов: бирюзового, синего, тёмно-красного (который может приближаться к цвету шоколада), жёлтого (от тёплого жёлтого до охры), белого, травянисто-зелёного и тёмно-зелёного (причём, этот оттенок бывает настолько тёмным, что можно перепутать с чёрным).
В конце XVI в. мастера осваивали техники смешения эмалей различных цветов, соответственно, палитра расширялась.
В Эрмитаже хранится акварель из серии зарисовок раритетов Петровской Кунсткамеры 1730-ых гг. с изображением лунной фляги c порхающими фениксами из коллекции Петра Великого.
И не только акварель. В собрании Эрмитажа представлена великолепная лунная фляга с пионами. Экспонировалась на выставке Центра "Эрмитаж-Казань" "Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа".
В XVIII в. в период правления императора Цяньлуна техника клуазонне переживает новый виток развития. Мастера перенимают у европейцев новый краситель розового цвета, который позволял получать различные оттенки розового вплоть до самых бледных.
Ещё одним изобретением данного периода являются эмали лимонно-жёлтого, нежно голубого и мятного оттенков. И, наконец, вершина мастерства - градиент.
Пожалуй, самое великолепное из эрмитажных лунных фляг - это парные образцы, которые были преподнесены императору Николаю II чрезвычайным послом китайского императора в 1896 г.
Одна из этих лунных фляг экспонируется в ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке "Всеобщий язык".
Ещё одна лунная фляга обнаружилась на выставке "Юсуповы и Восток" из цикла "Мир русского дворянства" в Юсуповском дворце (Санкт-Петербург). Предметы из собрания семьи Юсуповых также хранятся в Эрмитаже.
Лунная фляга иллюстрирует пословицу "кaк бы высоко ты не лeтaл, нe зaбывaй, c кем ты пoлзaл". Это история о том, как фляжка кочевника без кола и двора превратилась в церемониальный сосуд и предмет роскоши.
Литература
- Горбатова И. Династия Мин: сияние учёности. М.: Московский Кремль, 2018.
- Думан Л.И. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М.: Наука, 1977.
- Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали XV – первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока. М.: Любимая книга, 2006.
- Неглинская М.А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795). М.: ИВ РАН, 2015.
- Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен