Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Лунная фляга: от кочевников до императоров.

Период правления династии Мин (1368-1644) - это время наведения порядка, укрепления центральной власти, расцвета торговли, художественных традиций и оседлой бюрократии. Маньчжурские правители династии Цин (1644-1912) продолжат этот курс.

А когда-то на этих территориях сменяли друг друга "эпохи перемен". В древности почти вся история Китая состояла из бесконечных войн, которые вели между собой соседние царства.

Полководцы и их армии не мыслили своего быта без такого простого предмета, как кожаная фляга для воды. Форма фляги была воспроизведена в особом типе церемониального сосуда для вина бианьху (пиньинь bianhu, pienhu), название которого можно перевести как "вытянутый в сторону". Так предмет повседневного быта воина и кочевника превращается в предмет культа.

Сосуд бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств (403-221 гг. до н.э.). Бронза, инкрустация медью. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 1937.1. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/23144/flask-bianhu
Сосуд бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств (403-221 гг. до н.э.). Бронза, инкрустация медью. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 1937.1. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/23144/flask-bianhu
Сосуд для вина бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств (403-221 гг. до н.э.). Бронза, инкрустация медью. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 1937.1. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/23144/flask-bianhu
Сосуд для вина бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств (403-221 гг. до н.э.). Бронза, инкрустация медью. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 1937.1. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/23144/flask-bianhu

Сосуд бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств, III в. до. н.э. Бронза, инкрустация серебром. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Учётный номер: F1915.103a-b. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/object/F1915.103a-b/
Сосуд бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств, III в. до. н.э. Бронза, инкрустация серебром. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Учётный номер: F1915.103a-b. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/object/F1915.103a-b/
Сосуд бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств, III в. до. н.э. Бронза, инкрустация серебром. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Учётный номер: F1915.103a-b. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/object/F1915.103a-b/
Сосуд бианьху. Китай, Восточная Чжоу, период Сражающихся царств, III в. до. н.э. Бронза, инкрустация серебром. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Учётный номер: F1915.103a-b. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/object/F1915.103a-b/

Никто не забыт и ничто не забыто - этот девиз применим к искусству Китая периодов правления династий Мин и Цин. Церемониальные сосуды для вина теряют свою актуальность в связи с развитием синкретизма трёх учений: даосизма, конфуцианства и буддизма. И бронзовый бианьху становится изысканным украшением интерьера - декоративной вазой типа "лунная фляга" (пиньинь baoyueping; англ. moon flask). Иногда в англоязычной литературе встречается такое обозначение данного типа ваз, как "фляги пилигримов" (англ. pilgrim flask).

В производство лунных фляг императорские мастерские вкладывали все доступные ресурсы того времени. Так древнекитайский предмет быта, вдохновлённый кочевнической кожаной фляжкой, становится произведением искусства, которое служит постоянным напоминанием о великом военном прошлом страны.

Нурхаци смотрит на тебя, как на Пекин. Город был взят его сыном Абахаем. Китай, конец XVII в. Запретный город (англ. The Palace Museum), Пекин. Эл. ресурс URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/%E6%B8%85_%E4%BD%9A%E5%90%8D_%E3%80%8A%E6%B8%85%E5%A4%AA%E7%A5%96%E5%A4%A9%E5%91%BD%E7%9A%87%E5%B8%9D%E6%9C%9D%E6%9C%8D%E5%83%8F%E3%80%8B.jpg
Нурхаци смотрит на тебя, как на Пекин. Город был взят его сыном Абахаем. Китай, конец XVII в. Запретный город (англ. The Palace Museum), Пекин. Эл. ресурс URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/%E6%B8%85_%E4%BD%9A%E5%90%8D_%E3%80%8A%E6%B8%85%E5%A4%AA%E7%A5%96%E5%A4%A9%E5%91%BD%E7%9A%87%E5%B8%9D%E6%9C%9D%E6%9C%8D%E5%83%8F%E3%80%8B.jpg

Для маньчжурских правителей династии Цин это напоминание было особенно актуальным. История маньчжуров, которые в 1644 г. осуществили захват Пекина, начинается с Нурхаци, который объединил несколько племён на территории современного Северо-Восточного Китая. В китайских источниках он обозначен как вождь племени “Маньчжоу”. Поэтому это объединение племён стали называть маньчжурами.

Это были в хорошем смысле бешеные ребята. Маньчжуры не только смогли захватить и удержать огромные территории, но и адаптироваться на этих территориях, изучить местные правила игры и мягким, но неумолимым образом установить свои.

Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Эл. ресурс URL: https://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/288996?person=3689450&index=2
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Эл. ресурс URL: https://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/288996?person=3689450&index=2

В частных и музейных собраниях лунных фляг очень и очень много. Самое очевидное и доступное "место встречи" с лунной флягой - это Кунсткамера (Санкт-Петербург). Причём, в экспозиции представлено произведение из личного собрания Петра Великого.

Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Эл. ресурс URL: https://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/288996?person=3689450&index=2
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Эл. ресурс URL: https://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/288996?person=3689450&index=2
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Эл. ресурс URL: https://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/288996?person=3689450&index=2
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Эл. ресурс URL: https://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/288996?person=3689450&index=2
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20.  Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20.  Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Мин, Конец XVI - начало XVII в. Кунсткамера. Учётный номер: МАЭ № 671-20. Фотография автора.

Лунная фляга выполнена в технике перегородчатой эмали клуазонне (фр. cloisonne). Для минских произведений характерны лаконичность и однородность цветовой гаммы, стандартизация орнаментальных сюжетов и схем. Использовались эмали семи цветов: бирюзового, синего, тёмно-красного (который может приближаться к цвету шоколада), жёлтого (от тёплого жёлтого до охры), белого, травянисто-зелёного и тёмно-зелёного (причём, этот оттенок бывает настолько тёмным, что можно перепутать с чёрным).

В конце XVI в. мастера осваивали техники смешения эмалей различных цветов, соответственно, палитра расширялась.

Греков А.А. (1723/26-после 1770), "Сосуд китайский типа "лунной фляги", 1936. Эрмитаж. Учётный номер: ЭРР-7112. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/02.%20drawings/1367179?lng=ru
Греков А.А. (1723/26-после 1770), "Сосуд китайский типа "лунной фляги", 1936. Эрмитаж. Учётный номер: ЭРР-7112. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/02.%20drawings/1367179?lng=ru

В Эрмитаже хранится акварель из серии зарисовок раритетов Петровской Кунсткамеры 1730-ых гг. с изображением лунной фляги c порхающими фениксами из коллекции Петра Великого.

Мемчик автора.
Мемчик автора.

И не только акварель. В собрании Эрмитажа представлена великолепная лунная фляга с пионами. Экспонировалась на выставке Центра "Эрмитаж-Казань" "Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа".

Лунная фляга. Китай, XVIII в., период правления императора Цяньлуна (1736-1795 гг.). Эрмитаж. Учётный номер: ЛМ-1272. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/976199
Лунная фляга. Китай, XVIII в., период правления императора Цяньлуна (1736-1795 гг.). Эрмитаж. Учётный номер: ЛМ-1272. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/976199

В XVIII в. в период правления императора Цяньлуна техника клуазонне переживает новый виток развития. Мастера перенимают у европейцев новый краситель розового цвета, который позволял получать различные оттенки розового вплоть до самых бледных.

Ещё одним изобретением данного периода являются эмали лимонно-жёлтого, нежно голубого и мятного оттенков. И, наконец, вершина мастерства - градиент.

Лунная фляга. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж. Учётный номер: ЛМ-576. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938 Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж. Учётный номер: ЛМ-576. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938 Фотография автора.

Пожалуй, самое великолепное из эрмитажных лунных фляг - это парные образцы, которые были преподнесены императору Николаю II чрезвычайным послом китайского императора в 1896 г.

Парные лунные фляги. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж. Учётные номера: ЛМ-575, ЛМ-576. Эл. ресурсы URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450937 ; https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938
Парные лунные фляги. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж. Учётные номера: ЛМ-575, ЛМ-576. Эл. ресурсы URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450937 ; https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938

Одна из этих лунных фляг экспонируется в ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке "Всеобщий язык".

Лунная фляга. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж. Учётный номер: ЛМ-576. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938 Фотография автора.
Лунная фляга. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж. Учётный номер: ЛМ-576. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938 Фотография автора.

Ещё одна лунная фляга обнаружилась на выставке "Юсуповы и Восток" из цикла "Мир русского дворянства" в Юсуповском дворце (Санкт-Петербург). Предметы из собрания семьи Юсуповых также хранятся в Эрмитаже.

Лунная фляга. Китай, династия Цин, XVIII в. Источник: https://spb.mk.ru/culture/2022/12/02/na-vystavke-yusupovy-i-vostok-v-peterburge-predstavili-130-eksponatov-ermitazha.html
Лунная фляга. Китай, династия Цин, XVIII в. Источник: https://spb.mk.ru/culture/2022/12/02/na-vystavke-yusupovy-i-vostok-v-peterburge-predstavili-130-eksponatov-ermitazha.html

Лунная фляга иллюстрирует пословицу "кaк бы высоко ты не лeтaл, нe зaбывaй, c кем ты пoлзaл". Это история о том, как фляжка кочевника без кола и двора превратилась в церемониальный сосуд и предмет роскоши.

Литература

  • Горбатова И. Династия Мин: сияние учёности. М.: Московский Кремль, 2018.
  • Думан Л.И. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М.: Наука, 1977.
  • Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали XV – первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока. М.: Любимая книга, 2006.
  • Неглинская М.А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795). М.: ИВ РАН, 2015.
  • Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982.
Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен