В древнекитайских военных трактатах изложены методы ведения военных действий, которые действительно работают.
Почему работают? Потому что на стороне древнекитайских пособий - опыт, несопоставимый с опытом соседей: китайская военная мысль берет свое начало в период конфликтов между неолитическими селениями, происходившими в 2000-3000 гг. до н.э.
Дальнейшая история развития китайской цивилизации шла рука об руку с историей войн. В древности почти вся история Китая состояла из бесконечных противостояний, которые вели между собой соседние царства. Каждое из них стремилось к усилению и развитию. Поэтому появилась необходимость в полководцах, политиках и дипломатах. Их квалификации, основанные на знаниях, полученных предками, и личном опыте, ценились очень высоко.
Таким образом, царства объединялись в империи, и непрерывные противостояния не просто закаляли, но требовали постоянного совершенствования методик управления армией и государством.
Древнейшие из пособий по ведению военных действий входят в сборник "Семь военных канонов" и охватывают период с VI в. до н. э. до X в. н. э. Ещё одним важным древнекитайским пособием по военному делу является текст "Записи о верном полководце" Чжугэ Ляна.
1. "Искусство войны" VI-V вв. до н. э.
2. "У-цзы" IV-III в. до н. э.
3. "Методы Сыма" IV в. до н. э.
4. "Вэй Ляо-цзы" IV в. до н. э.
5. "Шесть секретных учений Тай-гуна" V-III вв. до н. э.
6. "Три стратегии Хуан Ши-гуна" III в. до н.э.- III в. н. э.
7. "Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна" IX-X вв. н. э.
8. "Записи о верном полководце" II в. н. э.
"Семь военных канонов" и пособие Чжугэ Ляна затрагивают разные сферы военного дела, начиная от мотивации ведения войны и заканчивая тем, что можно и что нельзя делать на захваченной территории.
Древнекитайская военная мысль разрабатывалась не только на основе практического опыта, но и в тесной связи с конфуцианством и даосизмом, двумя автохтонными учениями Китая.
С точки зрения даосизма профессиональный уровень владения искусством войны соответствовал Дао, то есть являлся благоприятным для индивида и для государства.
С точки зрения конфуцианства гарантом порядка в государстве являлся совершенномудрый правитель, который обладал такими достоинствами, как благочестие, справедливость и гуманизм. Эти достоинства провозглашались на официальном уровне и считались необходимыми для "совершенномудрых правителей" меньшего калибра: предводителей общин и отцов семейств.
В головах современных "пацифистов", которые на самом деле не являются ни пацифистами, ни тем более гуманистами, работает очень простая логическая цепочка, которая состоит из двух звеньев: "Моё государство лишило меня отпуска за границей и покупочек в Икее, айфоны подорожали, а это означает, что моё государство не право". Для сравнения, последователями конфуцианства (и любым человеком, который далёк от инфантилизма) такое явление, как война рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с политическими и экономическими факторами.
Поэтому цепочка причинно-следственных связей у авторов древнекитайских пособий была длиннее, чем "война - это зло, значит, воевать - это плохо" (это второй вариант логической цепочки современных "пацифистов"). Никто из успешных полководцев и профессиональных военных никогда не отрицал того, что война есть зло. Смерть - это вообще плохо и грустно. Но кто-то должен копать могилы и управлять кладбищем.
Как говорил А.В. Суворов, "вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови".
Великому русскому полководцу принадлежит и другое высказывание, созвучное с древнекитайской военно-философской мыслью:
"В сущности, нет ничего вреднее, и даже более – никто не может быть так жесток, как вредны и жестоки по результатам своих действий сентиментальные люди. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, – должен добить врага, чтобы вслед за одной войной не началась другая".
(с) Суворов, 2021, с. 283.
Жизнь государства и общества регулировалась принципами власти и справедливости, и эти понятия Конфуций нередко отождествлял. Власть должна была находиться в руках того, кто способен соблюдать правила и следовать ценностям. Предполагалось, что если все правители будут настолько дисциплинированными, квалифицированными и ответственными, то война как зло должна исчезнуть.
Что из этого следует?
Война - это карательная мера против неквалифицированного правителя и его приспешников, но не против мирного населения. Единственным оправданием начала санкционированного наступления является искоренение негуманного правления.
Таковы классические древнекитайские принципы благочестия, справедливости и гуманизма в отношении мотивации для начала военных действий.
"Записи верного полководца" II в. н. э.
- "Оружие есть инструмент зла, и использовать его нужно только тогда, когда это неизбежно".
- "Когда государству угрожают опасность и хаос, а люди не чувствуют себя спокойно в своих домах, это происходит оттого, что правитель совершил, не потрудившись привлечь к себе мудрых людей".
"Вэй Ляо-цзы" IV в. до н. э.
- "Война — это средство наказать жестоких и беспутных и остановить несправедливых".
- "Оружие — это неблагоприятное средство. Война противоречит добродетели. Все дела должны иметь свое основание. Поэтому, когда подлинный правитель нападает на жестокого и беспорядочного, в качестве основания он использует гуманность и справедливость".
"Методы Сыма" IV в. до н. э.
- "В древности гуманность была основой, а справедливость — управляла прямотой. Однако когда прямотой не достигли желанных [нравственных и политических] целей, [прибегли] к власти, власть возникает из войны, а не из гармонии между людьми. Поэтому, если необходимо уничтожить столько-то людей, чтобы дать мир народу, убийство разрешается".
- "Если нужно напасть на государство, не любящее свой народ, нападение разрешается. Если войну необходимо остановить войной, то, несмотря на то, что это война, она разрешается. Поэтому гуманность любят, справедливости охотно подчиняются; на мудрость опираются; а верности доверяют".
- "Вместе с тем, [правление] приобретает любовь людей, которая сохраняет его. Вовне оно приобретает устрашающую силу, которая укрепляет его".
"Три стратегии Хуан Ши-гуна" III в. до н. э.- III в. н. э.
- "Так как колебания и сомнения обрекают военные предприятия на неудачу, если решение о ведении войны принято, необходимо действовать: "Мудрый правитель не получает удовольствия от ведения войны. Он начинает ее, чтобы покарать самых порочных и наказать восставших".
- "Оружие — неблагоприятное средство, Дао Неба питает к нему отвращение. Однако, когда войны не избежать, она соответствует Дао Неба".
Литература.
- Кузнецов В. А. Начало военно-философской мысли в Древнем Китае // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. Челябинск: ЧГУ, 2013. С. 129–134.
- Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Эксмо, 2021.
- Лян Ч., Цзи Л. Китайское искусство войны. Постижение стратегии. СПб.: Евразия, 2012.
- Сойер Р. Д. У-Цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб.: Евразия, 2001.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.