16,4K подписчиков

Тропари второй песни канона Андрея Критского

Часть 2

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 2; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари второй песни канона Андрея Критского. Часть 1.2

Тропари второй песни канона Андрея Критского отсылают нас тематически к грехопадению. Вообще эту тему мы подробнейшим образом разбирали, когда рассматривали с вами первую песнь канона. Там тоже была группа тропарей, посвященная теме грехопадения. И во второй песне такая группа есть, но все эти тропари рассматривают один момент этого события.

Напоминаю вам, что когда Господь сотворил Адама и Еву, было сказано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2:25). А когда они вкусили от древа познания добра и зла и отвернулись от Бога, то первое, что они увидели, что они наги, устыдились, сшили себе смоковные листья, препоясались. А потом Господь, уже изгоняя их, сделал им кожаные одежды. Пока они были святы, они были наги и не замечали этого, а потом в результате греха стали нуждаться в какой-то одежде. И вот этот момент в тропарях рассматривается на все лады.

«Раздрах ныне одежду мою первую, иже ми изтка Зиждитель из начала, и оттуду лежу наг».

«Раздрах ныне одежду мою первую». Что за первая одежда? Адам и Ева не имели одежды, они были наги. Про какую первую одежду здесь идет речь? Здесь идет речь не об одежде, сделанной из листьев смоковных, из кожи или из какой-то ткани. Здесь идет речь об одежде святости, об одежде благочестия, об одежде добродетелей, которой Адам и Ева были как бы покрыты. Поэтому они не стыдились своей наготы, они были облечены в свою святость, непорочность как в одежду. И вот эту первую мою одежду, которую мне «исткал» (соткал) Зиждитель из начала (Зиждитель ― Создатель), я раздрах (разодрал ее). «И поэтому лежу наг». Здесь понятно, что нет на мне одежды благочестия, одежды святости, которую мне создал Господь. И поэтому я наг от добродетелей, нет их на мне, нет на мне святости.

«Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся».

Этот тропарь перекликается с предыдущим. Ту одежду, которую Господь мне создал, я разодрал, а оделся в разодранную ризу, которую мне исткал змий своими советами. Под змием здесь подразумевается лукавый, дух злобы поднебесной. Он мне насоветовал, я его послушал и в результате облекся в разодранную, рваную, недостойную одежду. Это не одежда добродетели, не одежда святости, а одежда греха.
«И стыждуся» ― Адам и Ева устыдились друг друга, когда увидели себя нагими после греха. И я тоже стыжусь своей духовной наготы.

«Погубих первозданную доброту и благолепие мое и ныне лежу наг и стыждуся».

Погубил первозданную доброту и благолепие мое. Мне была дана доброта, благолепие. Доброта ― это не просто доброта как некое качество, а доброта как святость. Вот эту первозданную свою святость и благолепие, которое у меня было от создания, я и погубил.
«И ныне лежу наг и стыждуся». Вот и опять стыд. Адам и Ева до греха не стыдились, а в результате греха только стыд познали. И я стыжусь.

«Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды».

А здесь видите, какая игра смыслов? Адам и Ева были наги, но у них была первая боготканная одежда ― это одежда святости. Грех сорвал с меня эту одежду, обнажил меня, но сшил другие одежды, кожаные ризы.

«Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей».

«Обложен есмь одеянием студа». Студ ― это стыд, то есть я обложен одеждой стыда, одет в нее. Одет в одеяние стыда как в смоковные листья. Как Адам и Ева, когда они после своего греха оделись.
«Во обличение моих самовластных страстей». Самовластных ― добровольных моих страстей, то есть я сам этого захотел, это был мой сознательный выбор. И по причине моих самовластных страстей я обложен одеждой стыда как листьями смоковными.

«Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстного и любосластнаго живота».

Живот ― это жизнь. Течение живота ― это течение нашей жизни. Есть моя жизнь, она определенным образом как-то идет, движется, течет. Причем она течет страстно и любосластно, то есть устремления моей жизни так или иначе связаны со страстями, с грехами. И вот этим та духовная одежда, в которую я облечен, и осквернена.
«Студно» ― это, можно сказать, гнусно.

«Оскверних плоти моея ризу и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию».

«Окалях» ― это значит испачкать, запятнать. Что значит «плоти моея ризу»? Моя плоть как бы одежда для моей души, и вот эту одежду, плоть, как бы ризу для моей души, я осквернил и запятнал. Осквернил и запятнал то, что создано по образу Твоему и подобию.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Часть 2 Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.