Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

История грехопадения (к тропарям первой песни канона Андрея Критского)

Оглавление

Часть 2.1

Начало разбора канона здесь: Введение; часть 1 Тропари первой песни канона Андрея Критского

Следующая группа тропарей первой песни канона Андрея Критского посвящена теме Адама и Евы, теме грехопадения. И для того, чтобы разобрать эту тему, придется совершить довольно серьезный и глубокий экскурс в библейский текст, разобраться в вопросах сотворения человека, его предназначения и в вопросах грехопадения. Библейский текст приводить не буду, вы сами можете посмотреть. Это первая, вторая и третья главы Книги Бытия.

Мы видим, что Господь сотворил человека как царя над всем миром. Это венец творения Божьего. Весь остальной мир сотворен до него, и это явилось как бы приготовлением для появления человека. Господь даровал человеку владычествовать над рыбами морскими, над птицами небесными, всеми зверями и так далее. Кроме того, человек сотворен по образу Божьему. Это означает прежде всего то, что человек сотворен свободным. Господь наделил человека возможностью выбора. Например, быть с Богом или отойти от Бога ― это выбор человека. Еще у человека есть способность к творчеству. Господь ― Творец, и человек может созидать, творить что-то новое. Разумность, чувство прекрасного, способность любить до самопожертвования ― всё это свойства Божьи, которыми Он наделил и нас. Это и есть проявление образа Божьего в человеке. И если человек, подобно Богу, эти все способности будет использовать только во благо, то он от образа Божьего взойдет к подобию Божьему.

Сотворил Господь человека из праха земного. Что такое прах земной? Здесь можно рассуждать и спорить. Может быть, это просто земля, а может быть, это некое живое существо, которое физиологически было способно стать человеком. Возможно, Господь взял такое существо, сотворил из него человека и вдунул в него дыхание жизни, то есть одухотворил его, Божественную свою благодать дал этому существу, этому уже человеку, и стал человек душой живой.

И мы видим, что заповеди были даны Адаму не одна, а несколько сразу. Господь поместил человека в раю и заповедовал возделывать и хранить сад Эдемский. То есть человек был призван к труду ― это первое. Второе. Господь сначала привел к человеку животных, чтобы видеть, как человек будет нарекать им имена. Назвать, дать имя ― это не просто наугад слово произнести, а нужно разобраться, постичь: что это? Кто это? Нарекание имен ― это познавание человеком этого мира.

И не нашлось существа, которое было бы подобно человеку, которое могло бы быть ему помощником. Поэтому Господь творит жену из ребра Адама. Бог навел на него сон, взял одно из ребер, закрыл то место плотию и создал из ребра жену. Затем привел ее к нему. Что имеется в виду? Даже само понятие «ребро» не обязательно обозначает именно кость. Это может быть какая-то грань. Есть ребро ладони, а есть ребро какого-то предмета, грань его. Всё несколько таинственно, но мы видим самое главное: женщина имеет ту же природу, что и Адам ― человек, сотворенный Богом первым. Только эта природа организована немного иначе, поэтому Адам мужчина, а она женщина. Господь не создал ее отдельно, а сделал именно из ребра Адама, чтобы мы все были из одного источника, были склонны любить друг друга. Иначе это было бы два человечества. Пусть похожих, одинаково созданных, но все-таки два человечества. И Адам склонен любить свою жену, потому что это кость от костей его и плоть от плоти его. Так он сказал, когда Господь привел ее к нему.

Какие еще Бог дал им заповеди? Плодитесь и размножайтесь. Это на самом деле не так и просто, потому что дети ― это бесконечная забота, волнения, самопожертвование, служение ближнему. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28), то есть осваивайте ее, узнавайте ее способности, ее возможности: открывайте минералы, добывайте железную руду, учитесь использовать силы природы, земли, воды, воздуха. И на самом деле, человечество из века в век всё более успешно это осуществляет. Мы с вами сейчас пользуемся благами цивилизации, но толчок этому был дан еще тогда, до грехопадения.

Вместе с этим обладанием на человека налагается великая ответственность за эту землю. Здесь вопросы о том, насколько мы должны бережно относиться к экологии, заботиться о нашем земном шаре, о планете. Господь закладывает правильное отношение человека к тому, где он живет. Отношение должно быть не потребительское, а хозяйственное, бережное.

И среди всех прочих заповедей была дана еще одна: не вкушать от древа познания добра и зла. А теперь давайте немного поговорим о том, что же это за древо познания? Нужно ли было насаждать в раю такие деревья? Понятно же, что возникнет искушение, захочется попробовать. Но на самом деле, это нам с вами захотелось бы, потому что мы очень сильно отличаемся от Адама и Евы. Если нам кажется, что Адам и Ева были такими же, как мы, то мы очень сильно заблуждаемся. Мы склонны ко злу. Чтобы нам сделать добро, нам нужно произвести над собой усилие. Зло происходит само. Вспомните себя в детстве, как легко и хорошо запоминались глупые стишки, и как трудно запоминались хорошие стихи. Все плохое само липло, само запоминалось. Откуда оно бралось? Войдите в огород, посмотрите: хорошую культуру надо специально насаждать, ухаживать, поливать, много труда приложить, и еще не факт, что вырастет. А вот сорняк будет расти сколько угодно, сам собой. Мы сейчас именно такие. Мы склонны ко злу, а чтобы сделать добро, нужно применить усилие, зло же само будет лезть.

Адам и Ева были в противоположной ситуации: они были склонны к добру, для них творить добро было естественно, а вот чтобы сделать зло, нужны были усилия. Для них всё работало в обратном направлении. Поэтому для Адама и Евы такое искушение было неестественно. Это первое.
Второе: плоды самого по себе древа никакого знания не несли, они не обладали никаким волшебным свойством (откусил кусочек и что-то такое постиг, что-то тебе открылось, эзотерическое знание, которого Господь человека лишал, оберегая свое творение от ненужных знаний). Будь в неведении, непонимающим болванчиком, что такое добро и зло, живи в раю, срывай цветочки и будь счастлив ― нет, вовсе не так. Значение имело сознательное послушание Богу, и тогда человек упражнялся бы в добре. Ведь добро ― это сознательное следование за Богом. Бог есть добро. Когда ты к этому стремишься ― ты делаешь добро, когда ты от этого уходишь ― делаешь зло.

Зло в чистом виде ― это сопротивление Богу. Поэтому если человек сознательно оказывал Богу послушание, не вкушая от какого-то древа, то он совершенствовался в добре и познавал добро. Если же он вдруг взял бы и ослушался, пошел против Бога, то он бы совершенствовался во зле, потому что оттолкнул от себя Бога, познал что такое зло, познал, что такое непослушание. Он ушел от Бога, сделал вопреки, свобода-то у него есть. Если бы человеку эти плоды подсунули тайно, и он их съел, ничего бы не произошло. Значение имел именно сознательный выбор.

Так вот, наличие такого древа, от которого нельзя было есть, просто такая заповедь ― это и есть реализация свободы человека. Иначе как бы она вообще могла проявляться и как реализовываться, если бы не было этой заповеди? Поэтому в самом по себе древе никакого зла не было, значение имело послушание или непослушание.

И еще замечательное указание делает бытописатель (по традиции принято считать, что Книгу Бытия написал пророк Моисей): «были оба наги и не стыдились». Такая маленькая заметка, но о чем она говорит? О том, что вообще-то стыд ― это проявление греха. Если греха нет, то и стыда нет. Вы можете легко это увидеть на примере младенцев. Маленькие дети, которые личного греха никакого не имеют, не знают, что такое добро и зло, для них все в одинаковом свете, они не стыдятся. Но когда ребеночек подрастает, у него начинают появляться какие-то мысли, тогда появляется и стыд. То есть стыд, по сути дела, это как лакмусовая бумажка, которая реагирует на среду и меняет цвет. Вот так и стыд проявляется у человека там, где есть грех. Нет греха, не будет и стыда.

Давайте попробуем разобрать грехопадение. Не змей сам по себе действовал, а лукавый дух, используя змея как орудие. И обращался он не к Адаму, а к Еве, жене Адама, понимая, что она слабейшая. К тому же заповедь не вкушать от древа познания добра и зла Господь дал Адаму. Ева, может быть, от Адама только знала эту заповедь. И задает он ей очень коварный вопрос: «Подлинно ли сказал Бог не есть ни с какого дерева?» Как будто бы он не знает. И вот здесь Еве можно было бы сказать: «А твое какое дело?» И на этом бы всё закончилось. Но она вступает со змеем в какую-то богословскую дискуссию: что заповедовал, что не заповедовал. Она рассказала, что Господь разрешил им от всех деревьев вкушать, но только к плодам от древа познания добра не прикасаться, чтобы не умереть. Бог не говорил «не прикасайтесь», это Ева от себя придумала и, видимо, в тот момент у нее уже закралась мысль. Уже получился не только прилог, но и приражение греху, она уже подумала, испугалась этой мысли и поэтому сказала: «не прикасаться», невольно усилила заповедь, испугавшись. Это уже говорит о том, что у нее в душе происходит.

Змей очень коварно задал вопрос. Он заставил ответом отделить это дерево, что оно какое-то особенное. И потом, когда он увидел действие, которое произвели его слова, он уже прямо начал клеветать. «Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). Перед Евой встал вопрос: кому верить? Богу или этому змею? Вот суть. Дело не в плодах, дело в выборе: кому ты поверишь. Ты поверишь тому, что Бог коварный, и он чего-то тебя лишает, тебя обделил? Тогда верь змею, бери и вкушай. Или ты поверишь Богу и тогда прогонишь змея?

И когда змей эти слова произнес, она посмотрела на плоды и увидела, что они красивые, наверное, вкусные и желанные, потому что дают какое-то знание. И она взяла и съела. И, наверное, в тот самый момент, когда это делала, познала зло, оно вошло в нее, и она отошла от Бога. Зло уже проникло в ее душу, поэтому она идет и делает то же самое, что с ней сделал змей, со своим мужем. Может, испугалась, что одна будет отвечать за это, может еще по какой-то причине.

Знал ли Адам, что ему дает Ева? Конечно, знал. Если бы он просто вкусил, а тут дело в выборе. Возможно (в самом тексте этого нет) перед Адамом тоже встал вопрос: верить Богу или верить своей жене. И он тоже сделал выбор. И открылись у них глаза, действительно, как змей обещал, но они не стали как боги, знающие добро и зло, а увидели, что они наги. Вот первое, что они увидели, осознали и познали. Свое ничтожество. Вот, насмешка: будете как боги! Стали как боги?

Очень интересно, как это работает. Почему до этого они не стыдились своей наготы, а потом устыдились? Дело в том, что у нас, у людей, есть способность судить о других по себе. Иногда она нам очень здорово помогает, иногда мешает, но сама по себе способность хорошая. Так вот, когда человек сам свят, то он на другого человека смотрит и думает, что он тоже святой. И поскольку у него самого никаких нехороших мыслей нет, то он и не подозревает каких-то коварств у человека, с которым имеет дело. Но если человек сам коварный, хитрый, лживый, похотливый, то зная, как он смотрит на других, предполагает, что так же смотрят на него. И вот этого взгляда стыдится. Вот так появляется стыд.

Получается, что своим делом Адам и Ева оттолкнули от себя Бога и вытеснили Божественную благодать, пошли против Него. Они не поверили Богу, а поверили лукавому и поэтому услышали голос Бога со стороны, который ходит где-то там, в раю, как бы прогуливается. Здесь важно то, что люди услышали Его где-то извне. До этого они жили, были пропитаны Божественной благодатью, а тут они этим действием вытеснили Бога от себя, и Он уже где-то там, они слышат Его голос. Он стал внешним по отношению к ним, они Его вытеснили из своей жизни. И что они делают? Они прячутся. Это безумный поступок.

Они прячутся между деревьями рая, в кустах прячутся от Бога. И Господь с горечью задает этот вопрос: «Адам, где ты?» Это не вопрос о географии его местоположения, мол, где ты? Куда ты спрятался? Я тебя не вижу. А речь идет о его духовном состоянии: ну и где ты? Кем ты был? Ты поставлен владычествовать над этим миром, ты венец творения, стоял на вершине. И где ты теперь? Ты спрятался в кустах! Этот вопрос Божий полон горечи, сожаления. Кстати, заметьте, что во время всего этого происшествия Господь не вмешивается, Его как бы нет. Змей лукавый не отступает, пока не добьется своего. Он уговаривает, направляет мысль, подсказывает. Да, он не насилует, потому что если силой накормить, то эффекта не будет. Надо чтобы сам человек выбрал. Но он не отступает, он все равно здесь присутствует, а Господь как бы в стороне, давая человеку возможность выбора.

Адам блестяще демонстрирует, насколько грех поразил человека: «Это жена, которую Ты мне дал. Она мне дала, и я ел». Он сваливает вину на жену и на Бога, который ему эту жену дал: «Я не просил, это Ты мне ее дал. Вот она мне дала, ну я и ел». Понимаете, насколько грех проник в душу? С Адамом уже было бесполезно разговаривать. Может быть, Господь ждал какого-то покаяния, осознания.

Спрашивает Господь у жены: «Что ты сделала»? Она отвечает: «Змей обольстил меня». Ну, а змей использовался как орудие. Господь уже и не спрашивает ни о чем, просто констатирует факт, что за то, что произошло, проклят ты. Будешь питаться прахом во все дни жизни твоей. Здесь немного таинственные слова Божьи. К кому они относятся? С одной стороны, к змею, он питается, ползает по земле, но, вообще-то, в духовном отношении, лукавый пресмыкается по земле. Эти слова, которые Господь сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15), ― это первое Евангелие, как говорят святые отцы. То есть это некое предсказание, что однажды, от семени жены, Богородицы, родится Спаситель, который поразит этого древнего змея в голову. И хоть и будет змей жалить Его в пяту, но всего лишь в пяту, а змей будет поражен в голову.

Жене Господь сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Здесь Господь не проклинает ее, не наказывает, не карает, а констатирует факт, что раз так получилось, то с горечью в беременности будешь, и в скорби будешь рожать детей. Вот к чему привело то, что ты сделала.

И Адаму сказал: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, от которого Я заповедовал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Не Господь ее проклинает, а из-за дела, которое сделал Адам, проклятие ложится на всю землю. «Терние и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:18-19). Вот здесь Господь четко указывает, кто ты есть. Вы хотели стать как боги, а кем вы стали! И это не наказание, не кара, это горькая констатация факта и предупреждение: теперь твоя жизнь будет вот такой, потому что ты свой выбор сделал. И ты его сделал не потому, что такой невинный, неразумное дитя, которое нечаянно оступилось. Адам был склонен к добру, он был склонен любить Бога, стремился к Богу. Чтобы сделать зло, ему нужны были усилия. А мы сейчас в противоположном состоянии находимся, поэтому мы себя невольно иногда ставим на место Адама: ну как же так! Господь его так сильно наказал! Конечно, если бы Адам был до грехопадения таким, как мы сейчас, то с него, может быть, и взятки гладки были бы. Но поскольку это был совершенно другой человек, святой, но это сделал, то в результате этого действия в человеческую природу вошло очень сильное повреждение. Отныне человек стал смертным.

Что такое смерть? Господь говорил: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). А Адам ведь не умер, он еще потом долго прожил. Так что это было? Чтобы просто испугать? Нет. Действительно, смерть вошла в природу человека, это очень важно понимать! До этого смерти в природе не было. Смерть вошла только через грехопадение. А что это такое? Это разделение, разрушение, тление.

Разделение внутри человека проявляется сразу же: Адам и Ева увидели, что наги и устыдились. Они уже чужие друг другу. До этого не стыдились, были одним целым, а тут устыдились. И Бога они услышали где-то там. Раньше они жили в Нем и с Ним, а теперь Он где-то далеко. Вот разделение, оно уже пошло между людьми и Богом внутри самого человека. Адам внутри себя разделился: разум сам по себе, чувства сами по себе, воля сама по себе. Он делает что-то непонятное, невообразимое, совершает какие-то глупые поступки, обвиняет Бога в своем преступлении. То есть там, в душе, уже полный раздрай. Вот это и есть проявление смерти. Она действует в нас, пока мы совсем не умрем, она берет свое до конца.

Именно тогда, кстати, жена получила такое имя ― Ева, потому что стала матерью всех живущих (Ева значит жизнь). Ну и дальше идет указание о том, что Господь сделал им кожаные одежды. Есть разные мнения на этот счет: одни считают, что до этого Адам и Ева были некими духовными существами вроде ангелов, а потом стали плотскими, как мы. Кожаные одежды ― это некая оболочка из плоти, какую мы сейчас имеем, а они тогда получили. Другие говорят, что речь идет действительно об одеждах, которые, возможно, были сделаны из шкур жертвенных животных, которых тут же принесли Богу в жертву.

Дальше Господь с горечью говорит: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22). Почему Господь о себе говорит во множественном числе? Потому что это Святая Троица. Это некий сарказм, какая-то горькая ирония. Хотел это сделать и стал. И теперь он может вкушать от древа жизни и увековечить зло, которое в нем. И чтобы этого не произошло, нужно отгородить Адама от этого древа жизни. Произошло то, что называется изгнанием Адама и Евы из рая. Изгнание ― это не значит «пошли вон, раз вы такие ослушники»! Нет. Это во благо самим людям, Господь это делает не как кару, а как средство для их врачевания, чтобы они не увековечили зло в себе, а чтобы, живя вне рая (как мы сейчас с вами), перебарывая плохое в себе потихоньку, познавали и стремились к Творцу. Особенно это стало удобно делать после того, как реализовалось то самое пророчество Божие, которое Он сказал еще змею в раю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову» (Быт. 3:15). Когда Христос воплотился, взял на Себя наши немощи, наше естество, вознес это на Крест, умер и потом воскрес, смертью смерть попрал. Ту самую смерть, которая вошла в природу Адама и его потомков.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.