Найти тему

Как это сделано: резной ажурный ларец из музея

Аллегорическое изображение гроба Господня, слоновая кость, дерево, 16 век, размеры 17см×13,5см×6,5см
Аллегорическое изображение гроба Господня, слоновая кость, дерево, 16 век, размеры 17см×13,5см×6,5см

Сегодня рассмотрим внимательно фотографию ажурного «ларца» из Венской Кунсткамеры. На первый взгляд, это невероятно сложная прорезная филигрань из кости. Произведение представляет из себя прямоугольную конструкцию с четырехскатной крышей, внутри которой находится изображение Христа. Как это часто бывает, эффектные на первый взгляд вещи оказываются не так уж сложны в исполнении, как выглядят.

Это сборная конструкция, состоящая из большого количества простых деталей. Основание выполнено из дерева, которое оклеено с четырех сторон пластинами из кости с гравировкой.

Гравировка на кости выполняется так: на полированной ровной поверхности пластины процарапывается рисунок, который затем затирается красителем. Эта техника остается неизменной до наших дней.
Гравировка на кости выполняется так: на полированной ровной поверхности пластины процарапывается рисунок, который затем затирается красителем. Эта техника остается неизменной до наших дней.

Несущая часть, каркас сооружения сделан из точеных на токарном станке вертикальных стоек из кости, все они одинаковые, что позволило сильно упростить задачу. Наклонные стойки крыши тоже унифицированы, их элементы частично повторяют вертикальные стойки.

Стрелками показаны повторяющиеся элементы. Попробуйте найти, где еще есть универсальные детали.
Стрелками показаны повторяющиеся элементы. Попробуйте найти, где еще есть универсальные детали.

Поперечины сделаны из дерева, потому что слоновая кость довольно гибкая, костяные детали прогибались бы под нагрузкой, и вся конструкция не была бы жесткой. Чтобы дерево не выбивалось из композиции, сделаны орнаментальные накладки из кости (см. на фото выше).

Вообще-то все остальные детали тоже сделаны на токарном станке. Было выточено большое количество колечек согласно чертежу орнамента. Чертеж, естественно, тоже строго унифицировал размеры этих колечек. Навскидку их можно насчитать около 4-5 типоразмеров.

Одним цветом показаны примеры одинаковых колечек. Здесь отчетливо видно 4 размера.
Одним цветом показаны примеры одинаковых колечек. Здесь отчетливо видно 4 размера.

То, что это не цельный ажур из пластин кости, можно увидеть, рассмотрев фотографию верхней части произведения. Некоторые колечки явно сплюснуты. Произошло это потому, что они не влезали в предназначенный им промежуток из-за погрешностей резьбы, а слоновая кость достаточно гибкая, чтобы такое тонкое колечко можно было слегка приплюснуть, не сломав.

Стрелками отмечены деформированные колечки.
Стрелками отмечены деформированные колечки.

Сравнив орнамент с другой фотографией настоящей ажурной резьбы, мы найдем явные отличия.

Ажурный многогранник из кости, Дрезден, Антон Ортель, 1620 г, длина в самой широкой части по диагонали 10,44 см.
Ажурный многогранник из кости, Дрезден, Антон Ортель, 1620 г, длина в самой широкой части по диагонали 10,44 см.

Стыки здесь исполнены более изящно, линии орнамента разной толщины, что называется «с нажимом», а также линии логично пересекаются между собой, образуя красивые по форме промежутки. В «гробе Господнем» все линии орнамента одинаковые, даже однообразные. Кружочки не заполняют собой всю плоскость равномерно, где-то межлу ними совершенно нелогичные и некрасивые промежутки, которые, будь это истинный прорезной ажур, были бы заполнены. Возможно также, что эти пробелы появились из-за постепенной деформации кости при колебаниях влажности.

В местах, отмеченных стрелками, орнамент повис в воздухе.
В местах, отмеченных стрелками, орнамент повис в воздухе.

По материалам Венской кунсткамеры (фото).

©Татьяна Артюхова

Еще статья, где мы раскрываем секреты резьбы старинных скульптур:

Как это сделано: секреты резной скульптуры из музея
Даниил и Татьяна Артюховы21 февраля 2023

Мы профессионально занимаемся резьбой по кости, сохраняя и развивая это редкое исчезающее искусство. Читайте в нашем блоге статьи о резьбе, смотрите видео из нашей мастерской с процессом, знакомьтесь с подборками произведений из музеев мира и с нашим творчеством — современной скульптурой из бивня мамонта.

Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram:

Артюховы Даниил и Татьяна