Маркетплейсы повсюду. Гиганты, вроде Ozon и Wildberries захватили немалый процент рынка, с ними соревнуется китайский «монстр» Aliexpress. Но есть важный момент: все эти супер-гипермаркеты виртуального мира специализируются в основном на технике, одежде, различных товарах для дома и т.д.
А что с едой? Можно ли создать отдельный маркетплейс по еде? Разбираемся, стоит ли подобная бизнес-идея внимания. И как ее можно реализовать.
Что с индустрией маркетплейсов еды сейчас
В данный момент на Ozon, WB и других есть разделы по еде. Обычно это продукты долгого хранения — чипсы, конфеты, иногда консервы. Реже — соусы или, например, концентрированное молоко, вроде сгущенки.
Аналогичный выбор будет и на Aliexpress. Причем, далеко не все даже вывозится за пределы Китая. Хотя купить молочный улун или пуэр все-таки можно. Но не более того.
Существует несколько моментов по товарам из съедобных категорий на маркетплейсах сейчас:
- Относительный процент невелик. Если сравнивать выбор на том же WB, то пища будет только ничтожной частью.
- В основном предлагается то, что хранится долго. Сухофрукты, консервы, снэки. Все это можно безопасно положить на складе, не опасаясь, что испортится. Конечно, могут и мыши погрызть, но это все-таки уже внештатная ситуация.
- Цены не ниже, а выше. Это общая тенденция, которая формируется из-за того, что доставка, логистика складов накладывают свой отпечаток. В магазинах это более оптимизировано, особенно в крупных сетях.
В результате можно сделать вывод о том, что маркетплейсы не торопятся сотрудничать с поставщиками продуктов питания. Это нецелесообразно и невыгодно. Но можно ли изменить правила игры? Попробуем рассмотреть бизнес-идею со всеми ее тонкостями и нюансами.
Как заставить маркетплейс еды работать
Очевидно, что продукты не надо продавать по такому же принципу, как джинсы или наушники. Вот только несколько аспектов:
- джинсы или наушники могут лежать на складе неограниченное время — они не портятся, в отличие от свежих помидоров;
- это же относится к пунктам выдачи, на которые клиент не всегда приходит день в день;
- возврат продуктов питания невозможен — они уже испортятся;
- нужно организовать конкурентоспособную систему, потому что потенциальные клиенты всегда могут пойти в обычный магазин.
Одно из решений сформировалось еще во время пандемии. Это доставка. Маркетплейс еды обязан организовать доставку «день в день», чтобы продукты были свежими и вкусными.
Суть бизнес-идеи будет выглядеть так:
- Вложения в курьеров. Это основная статья расходов. Рынок достаточно сильно занят, но лучше организовать свою доставку, потому что сотрудники известных агрегаторов принимают те заказы, которые для них приоритетнее и выгоднее. И не всегда можно выиграть такой «тендер».
- Вложение в мобильные приложения и их раскрутку. Покупателю должно быть удобно заказать продукты, где бы он ни находился. И получить максимально быстро.
- Вложение в склады. Минимальные, потому что по замыслу все должно быть свежее, расходиться практически моментально.
Не стоит делать акцент на фастфуде. Суши, пиццу, бургеры есть где заказать. А вот купить обычные огурцы для салата вечером надо либо в крупном магазине — не все живут поблизости. Либо в маленьком «ларечке у дома». А там огурцы вялые, цены высокие. Супермаркеты иногда доставляют, а иногда нет. Вот тут пригодился бы маркетплейс, где каждый смог бы выбрать огурцы с наиболее выгодной доставкой. Желательно, если для клиента она будет бесплатной, но при этом продукты чтобы не становились «золотыми». Это все реально сделать за счет логистики и собственной сети курьеров.
Таким образом, в стандартном формате с пунктами доставки маркетплейс еды точно не сработает. Акцент необходимо делать на доставке. А также подчеркивать свежесть наряду с популярным и модным трендом на здоровое питание.
Конкуренты есть уже сейчас, та же Яндекс.Лавка. Но все же это еще пока не слишком охваченная ниша. Поэтому как бизнес-идея вполне актуально.