Проблема законов развития истории всегда волновала науку и ее представителей. Существует множество подходов к их пониманию. Одним из них выступает концепция английского историка Арнольда Тойнби, получившая наименование теория «вопроса и ответа».
Будучи убежденным противником линейного взгляда на развитие истории, Тойнби предлагает рассматривать ее с позиции отрицания единого однонаправленного процесса становления человеческого общества, выраженном в закономерном, поступательном его движении. И как следствие этого, медленном переходе от низших состояний к более высоким. В своих работах, английский историк представляет развитие человечества нелинейно, то есть, видит исторический процесс, как совокупность несильно зависимых друг от друга развивающихся, самостоятельных, культур или цивилизаций. Последние, он воспринимает как целостное историческое образование, общественную систему с едиными культурными ценностями. Являющееся, своего рода, «социальным атомом», содержащем в себе особенные, не встречающиеся у кого-либо еще, признаки. В первую очередь, видимые в религии и форме ее организации, а также географическом положении того или иного народа. [1]
Каждая цивилизация уникальна, самодостаточна и равноценна. Цивилизации могут сосуществовать одновременно во времени, могут обмениваться ценностями, которые влияют на их формальное изменение, но при этом, всегда неизменным, остается их ядро – духовная сфера. [2] Именно последняя позволяет сохранять те особенные черты, какие делают ее уникальной. При таком подходе, цивилизации начинают представлять собой, своего рода, замкнутый мир. Но эта замкнутость не предполагает отсутствие развития. И здесь, Тойнби говорит о наличии двух форм существования цивилизаций. Первая – это те цивилизации, которые никак не связаны со своими предшественниками, например, египетская. Вторая – это цивилизации, имеющие «сыновне – отеческие» связи, образующие цепочку родственных цивилизаций. Например, эллинская, затем Западная или минойская, эллинская, затем православная. [3] Цепочек длиннее трех поколений, А. Тойнби не обнаружил. Причина разной формы существования цивилизации, по убеждению историка, крылась в неспособности некоторых народов к культурному развитию.
Как и другие исследователи, Тойнби придерживался взгляда о цикличном становлении цивилизации. Выраженном в ее зарождении, росте и гибели. Что как раз и отражено в концепции «вызова – ответа».
«Вызов – ответ» - это теория, объясняющая причины рождения и развития цивилизации. Согласно ей, главными факторами, влияющими на переход общества к уровню цивилизации, выступают: неблагоприятные природные условия и наличие творческого меньшинства.
Зарождению цивилизаций, отмечает Тойнби в своих работах, способствуют трудные условия, в которых приходится жить человеку. Такие условия получают у него наименование вызовы. [4] Ими становятся, в первую очередь, природные особенности местности, заставляющие человека приспосабливаться к ней, используя свой разум для решения задач связанных с выживанием. Так, образовались цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая, получившими наименование «речных цивилизаций». Они возникли как реакция на изменение климатических условий, заставивших людей, направить свою творческую энергию на преобразование природы вокруг себя и приспособить ее к жизни человека. Например, Китай, развивался благодаря необходимости борьбы с холодом, дождями и постоянными климатическими особенностями той местности, где жили люди. А возникновение на американском континенте цивилизации майя связано с характером распространения тропического леса.
Другими вызовами, становились соприкосновения народов друг с другом, заставляющие предпринимать развитие форм своей защиты. И как следствие этого, усложнению социальной организации. Примером здесь может быть Россия, долгое время соприкасавшаяся с кочевыми племенами.
Третьим вызовом, становится социальное неравенство внутри самого общества. Это рабство, наличие классового или сословного деления. Того, что приводит к ущемлению каких-либо интересов и заставляет приспосабливаться к социальному неравноправию. Это стимулирует структурное изменение самого общества и способствует его дифференциации. [5]
Помимо природы, вторым условием становления цивилизации, выступает наличие творческого меньшинства, дающего импульс к ее росту. И деятельность его, уже представлена в работах Тойнби, как ответ на внешние вызовы. [6]
Творческое меньшинство противопоставляется инертному меньшинству., которое, увлекаемое первыми, подражает им. И это подражание получает наименование мимесиса. [7]
История любой цивилизации представляет собой цепочку вызовов – ответов. От характера которых зависит ее возникновение и развитие. Отсутствие вызовов, не приводит к возникновению цивилизации, развития не происходит. И если случается именно так, возникает кризис, угрожающий существованию самого общества. Реакция на вызовы у разных народов разная. И как следствие этого, каждая цивилизация, в истории человечества, имеет свои, присущие только ей, особенности. Тойнби был убежден, именно понимание этого, позволит нам правильно оценить прошлое и правильно выстроить свое будущее.
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.
ПРЕДЛАГАЙТЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ КОММЕНТАРИЕМ).
Сноски.
1. Тойнби А. Исследование истории. Том I. Возникновение, рост и распад цивилизаций https://readli.net/chitat-online/?b=329796&pg=1
2. Там же
3. Понятие «цивилизации» А. Тойнби https://mydocx.ru/4-57083.html
4. Тойнби А. Исследование истории. Том I. Возникновение, рост и распад цивилизаций https://readli.net/chitat-online/?b=329796&pg=1
5. Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби https://studopedia.ru/3_100980_teoriya-vizova-otveta-a-toynbi.html
6. Тойнби А. Исследование истории. Том I. Возникновение, рост и распад цивилизаций https://readli.net/chitat-online/?b=329796&pg=1
7. Там же