Большинству современных евреев, живущих в России или, например, в Америке, на этот запрет как-то по барабану. Я был знаком с несколькими девушками, которые сделали себе тату со звездой Давида и мудрыми, как им казалось, цитатами из священного писания. А что касается израильтян, даже глубоко светских и неверующих людей, то у них есть немало резонов, чтобы не наносить на свою кожу татуировок.
Хотя, конечно, благодаря желанию подражать западным поп-звездам и рэперам, на коже которых нет свободного места, эта привычка начинает распространяться и в Израиле. Но у настоящего еврея, который уважает и чтит традиции своего народа, а тем паче – старается соблюдать требования иудаизма, никаких татуировок нет.
И вот почему.
Для большинства верующих иудеев достаточно прямого запрета Торы, который является одной из 613-ти иудейских заповедей. Там прямым текстом сказано: «Не делайте порезов на теле, когда оплакиваете умерших, и не накалывайте на себе письмён. Я Г-дь» (Левит, 19:28).
Если понимать этот текст дословно, представляется, что это была традиция, связанная с почитанием усопших. В прежние времена был распространен обычай делать на своем теле порезы, дабы сохранить память о своих умерших родственниках. Но любой порез со временем затянется, и чтобы сделать эту отметину вечной, некоторые люди стали добавлять в нее краску – так появились древние аналоги современных тату.
Но иудаизм – религия жизни. У евреев принято идти вперед и не зацикливаться на прошлом. Поэтому обряды, характерные для ближневосточных культов смерти, которые существовали тысячи лет назад, для иудеев были строгим образом запрещены. Польза этого решения очевидна: верования ханаанеев стали достоянием истории, а иудаизм – вот он.
Но это далеко не единственная причина запрета татуировок. После выхода из Египта, когда были записаны законы Торы, евреи представляли из себя новый молодой народ, который освободился от столетий рабства и отправился в путь на свою историческую родину. Древние могли опасаться, что под влиянием своих близких родственников в Ханаане дети Сиона впадут в идолопоклонство.
Еще составители Талмуда в середине 1-го тысячелетия н.э. знали о местном обычае покрывать свое тело татуировками, чтобы посвятить себя тому или иному языческому божеству. Поэтому для евреев он был целенаправленно запрещен с целью отделить народ от иноверцев.
Есть для такого запрета и иные резоны. В прежние времена разумный хозяин ставил клеймо на своих рабов и на скот, чтобы любому человеку было понятно, кто является их собственником. Поэтому наличие отметин на теле весьма прозрачно намекали на общественный статус – дальше от свободного человека и ближе к животному и невольнику. Неудивительно, что татуировки не были по душе прежним поколениям евреев.
Кое-кто из мудрецов напоминал, что человек создан совершенным по образу и подобию божьему, и не следует наносить на свое тело тату, нарушая таким образом божественный план. Кроме того, обрезание является единственным и достаточным для евреев знаком, который говорит о вечной связи этого народа со Всевышним.
Также татуировки запрещены по соображениям скромности. Давние традиции говорят, каким образом должен одеваться настоящий еврей. Тогда как делая татуировки, человек сознательно и бессознательно желает, чтобы они были заметными. Поэтому будет носить более открытую одежду, которую не стоит надевать целомудренным мужчинам и женщинам.
В прежние времена за наличие татуировок раввинский суд наказывал плетьми. Особенно строгой была кара, если человек на своем теле написал любые имена – это воспринималось, как посвящение себя языческим божествам. Сейчас наличие тату (запрещены даже временные) может стать причиной отказа принять человека в число иудеев. Раввин может посоветовать ее свести перед началом длительной процедуры гиюра.
Кроме того, татуировки строго осуждались израильтянами старшего поколения, даже если это были светские нерелигиозные люди. Многие из тех, кто приехал в эту страну в 1940-1950-х годах, являлся узниками нацистских лагерей. Тату напоминали им о тяжелых событиях того времени.
Кстати, по этой же причине в Израиле тогда случился большой скандал. Вопросы, связанные с рождением и уходом из жизни, браком и прочими подобными вещами, в этой стране решаются только раввинами. А многие из них считали, что для настоящего еврея татуировки запрещены, независимо от причин, и отказывались хоронить узников нацистов на еврейских кладбищах. Лишь с большим трудом эту проблему разрешили.