1928. Март, 26
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения» усилен классовый подход в отношении заключенных.
Все преступники делились на «социально близких» и «социально чуждых». Для последних отменялись всякие льготы – возможность расконвоирования, сокращения срока наказания за счет так называемых «зачетов» рабочих дней и т.д. Появляется термин «классовый враг».
[Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. С.23.]
1939. Март, 26
Красноярским крайсудом был приговорен к расстрелу КЛЯВИН Николай Янович (1908-1943), инженер-геолог комбината «Минусазолото». Впоследствии приговор был заменен на 10 лет заключения.
Родился в Минусинском уезде Енисейской губернии в семье латышских переселенцев в Сибирь. Окончил Томский горно-металлургический техникум по горнорудной специальности. Вернулся на родину в Красноярский край, работал на комбинате «Минусазолото», последнее место работы – начальник участка открытых работ на Артемовском прииске. Заключение отбывал в лагерях Норильска, заболел туберкулезом легких. Был направлен в Тайшет в больничную колону.
Умер 7 июня 1943 в лагере Тайшета.
Реабилитирован в 1958.
В семье кроме него было ещё три брата: Владимир, 1906 г.р. – расстрелян; Михаил, 1914 г.р. – расстрелян; Петр – пропал без вести в 1930-е.
Рассказала о судьбе репрессированных отца и деда, передала в фонд музея документы и фотографии дочь Эмма Николаевна Страшкова, урожденная Клявина.
1947. Март, 26
В стране отменена смертная казнь. Отмена смертной казни развязала руки уголовникам в лагерях, привела к массовым расправам с «врагами народа», часто поощряемым администрацией.
1948. Март, 26
Арестован в Томске клирик Троицкой церкви архимандрит Питирим (Петр Сергеевич ЛОКТИОНОВ).
30 июля по обвинению в антисоветской агитации, принадлежности к контрреволюционной монархической повстанческой организации церковников приговорен к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах.
Вместе с ним арестовано еще пять человек: церковный староста БЕХОВ Илья Яковлевич, помощник старосты БОЛЬШАНИН Гавриил Никитович, два церковных сторожа и простая прихожанка Мария Васильевна ЕГОРОВА, вся вина которой заключалась в том, что она собирала подписи для открытия церкви в Томске, носила передачи в тюрьму священнослужителям, оказывала приют монахам и священникам, отбывшим сроки заключения, и в том, что на ее квартире совершались богослужения. За все это она была осуждена на 7 лет ИТЛ.
Проходил по делу П-6348 архива УФСБ по Томской области.
Из материалов дела:
– Враждебно относился к Советской власти...
– Клеветал на руководителей ВКП (б) и советское государство...
– Имел террористические намерения, призывал к открытой борьбе с Соввластью...
– Пропагандировал близость новой мировой войны и гибели в ней советского государства и восстановление монархической власти...
– Говорил, что Сталин мучает людей...
– Участвовал в нелегальных контрреволюционных сборищах на квартире М.Егоровой...
[Архив УФСБ по ТО, Д. П-6348.// Книга памяти Томской обл.//
База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuDeC8cs8Wg60W9fefWe8uhfe6UXuLWs00FdS0XdOKWeCQd** ]