Издревле ювелирные украшения являлись не только показателями социального статуса и богатства, но и оберегами от всевозможных напастей, с помощью сакральных символов оберегавших своего хозяина от вредоносных атак извне и нередко ювелирные обереги имели вполне себе практичные цели, оберегая наиболее уязвимые места человеческого организма, как, например, славянские височные кольца, перекрывавшие доступ к наиболее уязвимому месту человеческого черепа.
История височных колец насчитывает не одну тысячу лет и далеко не сразу они стали обязательным аксессуаром славянского народного костюма. Первые по времени височные кольца датируются III-IV тысячелетиями до н. э и относятся к трипольской культуре земледельцев и скотоводов. Ввиду аридизации климата в евразийских степях в конце III тысячелетия до н. э и бегства одной части населения трипольской культуры в Европу и перехода другой части к кочевому скотоводству височные кольца широко распространились по всему Евразийскому материку, их находят и в Микенском некрополе в Греции, и в захоронениях карасукской культуры на территории Южной Сибири и Казахстана. С драматичным окончанием Бронзового века височные кольца утратили свои позиции, сохранив широкое распространение только в лесостепной полосе от Днестра до Воркслы у представителей чернолесской культуры, откуда они и начнут своё возрождение.
Начавшийся в IV веке нашей эры процесс Великого переселения народов сорвал с места многие народы Европы, в том числе славян, предками которых, по одной из версий, были представители чернолесской культуры. Широко распространяясь по Восточной Европе, славяне несли и свой культурный уклад, в том числе разнообразные височные кольца. По устоявшейся традиции височные кольца изготавливались из проволоки и имели вид спирали или свастики - символов Солнца, но у восточных славян височные кольца, помимо роли оберега, выполняли функцию этнического маркера, поэтому известны височные кольца семилучёвые (у радимичей и северян), браслетообразные (у кривичей), ромбощитковые (у ильменских словен), семилопастные (у вятичей), трёхбусиные (у дреговичей), а в XI веке широкое распространение получили золотые и серебряные колты, которые уже не являлись височными кольцами, но так как они носились возле висков, то их по устоявшейся традиции относят к височным кольцам.
С XII века височные кольца постепенно выходят из моды: восточнославянские племена в границах Древнерусского государства окончательно перемешались между собой, а значит, отпала необходимость в указателе племенной принадлежности, которым были височные кольца; подзабыты были и языческие обряды, и тот сакральный смысл, который вкладывали в древнерусские украшения, в то же время благодаря тесным контактам с тюрками широкое распространение получило ношение серег в ушах, куда ко времени монголо-татарского нашествия и переехали височные кольца.