Найти в Дзене

Эффект погружения

Оглавление

Любой активно читающий человек знает, насколько важно погружение в текст произведения. Есть такие книги, в которые словно проваливаешься с головой, а потом, когда выныриваешь в реальность, какое-то время не можешь осознать себя. Ты ещё там — в том мире, с теми героями и их проблемами, ты рвёшься обратно, потому что история ещё не закончена. Знакомое чувство?

Именно оно делает книгу по-настоящему увлекательной и жизненной. Конечно, тут многое зависит от читателя, от его умения читать и от воображения, но всё же возможность такого погружения — это больше заслуга автора. Именно он способен увлечь, утащить читателя в свой мир. В свой мир? Да, именно так.

Чтобы создать у читателя эффект погружения, нужно и мастерство, и литературные способности, и знание психологии. Но главное — автор должен сам быть погружен в этот мир и его атмосферу, он должен жить в этом мире жизнью своих героев. И речь идёт не только о фэнтези и фантастике. Реальный мир не менее сложный.

Условия погружения автора в свой мир

На мой взгляд, такой вывод очевиден: отстранённо-холодное повествование стороннего наблюдателя менее интересно, нежели произведение, написанное увлечённым и погруженным автором. Осталось только разобраться, как добиться этого погружения. Сразу отмечу, что есть авторы, которые об этом и не задумываются, у них такое погружение происходит само, они его связывают с вдохновением. Это не совсем верно, но сейчас я не об этом, а о возможности сознательной организации процесса. Что нужно для погружения?

-2

Родство душ с героем

Герой должен быть близок автору, вызывать у него чувство единения. Причём это не значит, что автор всегда становится прообразом своего героя. Близость может проявляться в чём угодно: в интересах, взглядах на мир, оценках людей, увлечениях, отдельных чертах характера. Возможно, автор описал какой-то случай из своего детства или отразил в тексте особенности отношений с родителями. Иногда достаточно небольшой детали, чтобы начался процесс идентификации автора со своим героем.

Иногда бывает, автор всё продумал, сюжет разработал, понимает, что он должен быть интересным и понравится читателям, но вот герои какие-то чужие, нет к ним тёплых чувств. А то и вовсе герои вызывают у писателя раздражение, так как получаются не такими, какими бы хотелось их видеть. И автор возвращается в начало, меняет характер персонажей или их судьбу. Иногда это помогает, но не всегда. А если герои чужие для автора, просто марионетки, послушные его воле, то и читатель не проникнется симпатией к ним.

Поэтому многие современные авторы, понимая (часто интуитивно) необходимость единения с героями, пишут от первого лица — так проще идентифицировать себя с персонажем, примерить на себя его роль. Поэтому и мужские образы лучше удаются авторам-мужчинам, а женские — женщинам. Чтобы создать достоверного героя противоположного пола, необходимо очень глубокое знание психологии и поведения людей.

Близость мира

Описываемый мир тоже должен быть близок писателю. Это не значит, что в этом мире писатель хотел бы жить, имеется в виду интерес к миру и то же чувство чего-то родного. Это может быть улочка или дом, похожие на воспоминания из детства, городские пейзажи, напоминающие место, где довелось побывать, какое-то знакомое кафе, мост через реку и т. д. Это касается не только реалистической прозы, но и фэнтези, и фантастики. «А как же постапокалипсис или антураж звездолёта?» — спросите вы. И в этом случае автор тоже находит какую-то цепляющую его деталь. Это может быть совсем не мир мечты, но там хотелось бы побывать, прежде всего, самому автору.

Виолетта Эвергарден, стимпанк
Виолетта Эвергарден, стимпанк

Поэтому есть брутальные миры, написанные авторами-мужчинами, там их интерес проявился в преодолении героями препятствий, созданных миром и автором. А писательницы-женщины и в антураже Средневековья могут создать удобный, комфортный, прежде всего, для них самих мир. В таком мире автор мог бы жить, и такой мир близок ему, значит, окунуться в него легче, если не приятнее, то хотя бы интереснее.

Отсюда и ещё один вывод — проработанность. Продуманность мира до мельчайших деталей, чтобы прочувствовать его всеми органами чувств. Не обязательно всё это должно быть в тексте. Это нужно для самого автора, для эффекта погружения. На канале есть статья о принципе айсберга – она как раз об этом.

Сюжет — всё как задумывалось

В отношении сюжета, казалось бы, всё просто — он должен быть увлекательным, динамичным. Однако зачастую неспешное повествование без каких-то головокружительных приключений и перипетий затягивает больше, чем «забойный» боевик. Причин тут две.

Во-первых, слишком много приключений, когда героев бросает как щепки в водовороте, утомляет. В том числе и автора, который поставил себе такую цель. Хочется отдохнуть в спокойном месте — и героям, и автору, и читателю. Поэтому писатель ощущает «перегрев» и оставляет книгу на какое-то время. Читатель, утомлённый бесконечными проблемами героев, тоже переключается на что-то другое. А ещё есть такие сюжеты, которые я называю: «всё плохо, но будет ещё хуже». Сложно погрузиться в такой сюжет, с беспросветными неприятностями.

-4

Вторая причина, и главная – затягивает не столько динамичное повествование, сколько «гладкое». Когда у автора всё идёт, как задумывалось, нет провисания сюжета, не возникает ситуации, когда герой оказывается в безвыходном положении, и автор не знает, как его вытащить, не появляются логические несостыковки. Если же подобное случается, то автор вынужден останавливаться, переосмысливать сюжет, иногда возвращаться в начало, чтобы что-то поправить, искать менее заметную «рояль» или «латать дыры». Это заметно и читателю, который, может, и неосознанно, но чувствует проблемы с сюжетом – длинноты, провисания, "рояли".

И снова вернусь к тому, о чём часто напоминаю. Чем более продумана книга заранее, тем меньше будет проблем потом.

Подводя итоги, замечу: такое погружение может таить в себе и опасности. Слишком увлёкшись своим творчеством, автор иногда забывает о логике, о мотивации поступков героев, о связности самого текста. Погруженный в своё произведение, он не видит его со стороны, не замечает ошибок, ляпов, несостыковок. При глубоком погружении в свой текст могут возникнуть проблемы с рациональным его осмыслением.