Любой активно читающий человек знает, насколько важно погружение в текст произведения. Есть такие книги, в которые словно проваливаешься с головой, а потом, когда выныриваешь в реальность, какое-то время не можешь осознать себя. Ты ещё там — в том мире, с теми героями и их проблемами, ты рвёшься обратно, потому что история ещё не закончена. Знакомое чувство?
Именно оно делает книгу по-настоящему увлекательной и жизненной. Конечно, тут многое зависит от читателя, от его умения читать и от воображения, но всё же возможность такого погружения — это больше заслуга автора. Именно он способен увлечь, утащить читателя в свой мир. В свой мир? Да, именно так.
Чтобы создать у читателя эффект погружения, нужно и мастерство, и литературные способности, и знание психологии. Но главное — автор должен сам быть погружен в этот мир и его атмосферу, он должен жить в этом мире жизнью своих героев. И речь идёт не только о фэнтези и фантастике. Реальный мир не менее сложный.
Условия погружения автора в свой мир
На мой взгляд, такой вывод очевиден: отстранённо-холодное повествование стороннего наблюдателя менее интересно, нежели произведение, написанное увлечённым и погруженным автором. Осталось только разобраться, как добиться этого погружения. Сразу отмечу, что есть авторы, которые об этом и не задумываются, у них такое погружение происходит само, они его связывают с вдохновением. Это не совсем верно, но сейчас я не об этом, а о возможности сознательной организации процесса. Что нужно для погружения?
Родство душ с героем
Герой должен быть близок автору, вызывать у него чувство единения. Причём это не значит, что автор всегда становится прообразом своего героя. Близость может проявляться в чём угодно: в интересах, взглядах на мир, оценках людей, увлечениях, отдельных чертах характера. Возможно, автор описал какой-то случай из своего детства или отразил в тексте особенности отношений с родителями. Иногда достаточно небольшой детали, чтобы начался процесс идентификации автора со своим героем.
Иногда бывает, автор всё продумал, сюжет разработал, понимает, что он должен быть интересным и понравится читателям, но вот герои какие-то чужие, нет к ним тёплых чувств. А то и вовсе герои вызывают у писателя раздражение, так как получаются не такими, какими бы хотелось их видеть. И автор возвращается в начало, меняет характер персонажей или их судьбу. Иногда это помогает, но не всегда. А если герои чужие для автора, просто марионетки, послушные его воле, то и читатель не проникнется симпатией к ним.
Поэтому многие современные авторы, понимая (часто интуитивно) необходимость единения с героями, пишут от первого лица — так проще идентифицировать себя с персонажем, примерить на себя его роль. Поэтому и мужские образы лучше удаются авторам-мужчинам, а женские — женщинам. Чтобы создать достоверного героя противоположного пола, необходимо очень глубокое знание психологии и поведения людей.
Близость мира
Описываемый мир тоже должен быть близок писателю. Это не значит, что в этом мире писатель хотел бы жить, имеется в виду интерес к миру и то же чувство чего-то родного. Это может быть улочка или дом, похожие на воспоминания из детства, городские пейзажи, напоминающие место, где довелось побывать, какое-то знакомое кафе, мост через реку и т. д. Это касается не только реалистической прозы, но и фэнтези, и фантастики. «А как же постапокалипсис или антураж звездолёта?» — спросите вы. И в этом случае автор тоже находит какую-то цепляющую его деталь. Это может быть совсем не мир мечты, но там хотелось бы побывать, прежде всего, самому автору.
Поэтому есть брутальные миры, написанные авторами-мужчинами, там их интерес проявился в преодолении героями препятствий, созданных миром и автором. А писательницы-женщины и в антураже Средневековья могут создать удобный, комфортный, прежде всего, для них самих мир. В таком мире автор мог бы жить, и такой мир близок ему, значит, окунуться в него легче, если не приятнее, то хотя бы интереснее.
Отсюда и ещё один вывод — проработанность. Продуманность мира до мельчайших деталей, чтобы прочувствовать его всеми органами чувств. Не обязательно всё это должно быть в тексте. Это нужно для самого автора, для эффекта погружения. На канале есть статья о принципе айсберга – она как раз об этом.
Сюжет — всё как задумывалось
В отношении сюжета, казалось бы, всё просто — он должен быть увлекательным, динамичным. Однако зачастую неспешное повествование без каких-то головокружительных приключений и перипетий затягивает больше, чем «забойный» боевик. Причин тут две.
Во-первых, слишком много приключений, когда героев бросает как щепки в водовороте, утомляет. В том числе и автора, который поставил себе такую цель. Хочется отдохнуть в спокойном месте — и героям, и автору, и читателю. Поэтому писатель ощущает «перегрев» и оставляет книгу на какое-то время. Читатель, утомлённый бесконечными проблемами героев, тоже переключается на что-то другое. А ещё есть такие сюжеты, которые я называю: «всё плохо, но будет ещё хуже». Сложно погрузиться в такой сюжет, с беспросветными неприятностями.
Вторая причина, и главная – затягивает не столько динамичное повествование, сколько «гладкое». Когда у автора всё идёт, как задумывалось, нет провисания сюжета, не возникает ситуации, когда герой оказывается в безвыходном положении, и автор не знает, как его вытащить, не появляются логические несостыковки. Если же подобное случается, то автор вынужден останавливаться, переосмысливать сюжет, иногда возвращаться в начало, чтобы что-то поправить, искать менее заметную «рояль» или «латать дыры». Это заметно и читателю, который, может, и неосознанно, но чувствует проблемы с сюжетом – длинноты, провисания, "рояли".
И снова вернусь к тому, о чём часто напоминаю. Чем более продумана книга заранее, тем меньше будет проблем потом.
Подводя итоги, замечу: такое погружение может таить в себе и опасности. Слишком увлёкшись своим творчеством, автор иногда забывает о логике, о мотивации поступков героев, о связности самого текста. Погруженный в своё произведение, он не видит его со стороны, не замечает ошибок, ляпов, несостыковок. При глубоком погружении в свой текст могут возникнуть проблемы с рациональным его осмыслением.