Что такое «принцип айсберга» догадаться несложно, достаточно представить эту ледяную гору, плавающую в океане. Общеизвестно, что у этой гигантской ледышки на поверхности лишь порядка 10% её объёма, а основная масса находится под водой. «Но какое отношение это имеет к литературе?» — спросите вы. Вот сейчас и разберёмся.
Художественный приём Эрнеста Хемингуэя
Термин «принцип айсберга» в литературе ввёл американский писатель Э. Хемингуэй, разработавший соответствующий художественный приём. Хотя вряд ли он был первым, кто этот приём использовал. О чём-то подобным в своё время писал А. П. Чехов.
Суть «принципа айсберга» в том, что писатель в своём произведении даёт лишь незначительную часть необходимой читателю информации. Все остальное, как у айсберга, — на глубине, в подтексте, между строк. Недоговорённость и намёки, с точки зрения Хемингуэя, производят более сильное впечатление, чем детальные описания. Это заставляет читателя думать, погружаться в мир текста и становиться как бы соавтором писателя.
Речь, конечно, не идёт о ситуации, описанной в статье о сюжетных дырах, когда автор просто забывает сказать что-то важное, или забывает о том, что он писал десятком страниц ранее. «Принцип айсберга» требует от писателя очень серьёзной, обдуманной дозировки подаваемой читателю информации. И чтобы читатель понял и оценил подтекст произведения, этот подтекст должен быть заложен автором осознанно и с учётом особенностей восприятия текста.
Конечно, многое зависит и от читателя, который должен быть достаточно образован, начитан, догадлив, чтобы понять подтекст и аллюзии автора. Как писал Ю. Лотман: «Читатель должен быть конгениален автору», то есть соответствовать ему по духу.
Я уже писала, что подтекст связан с ассоциативным мышлением, и осознаётся читателем тогда, когда у него возникают ассоциации на сказанное автором, в голове всплывают образы, появляются мысли, которые напрямую не присутствуют в тексте. Но дело здесь не только в развитости ассоциативного мышления. Ассоциации у всех нас разные и связаны с нашим, часто уникальным опытом.
Это значит, что для успеха автору нужно хорошо знать своих потенциальных читателей, свою целевую аудиторию. Знать её психологию, её желания и страхи, интересы и боли. Только тогда он сможет правильно предугадать, какие ассоциации вызовет у читателей его текст. И правильно использовать приём «айсберга».
Но роль писателя не только в знании своей ЦА, но и в объёме информации о том, что он пишет. Хемингуэй подчёркивал:
«Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды».
Знать больше, чем описывать
В «принципе айсберга» важна не только недосказанность, позволяющая читателю стать своеобразным соавтором. Эта недосказанность только тогда будет работать, когда автор обладает всей полнотой информации по теме, миру, сюжету, героям. Когда всё это изучено, продумано и разработано максимально детально. Расписано в мельчайших подробностях в блокнотах, тетрадях, отдельных файлах или хранится просто в голове.
И эти знания обязательно отразятся в тексте, помогут создать такое художественное полотно, которое будет иметь глубину, подтексты и дополнительные смыслы. И даже если автор оставил открытый финал, то он будет ясен из самой логики текста.
Такой принцип работы с художественным произведением высоко оценивали и активно использовали в своём творчестве многие выдающиеся писатели: Дж. Сэлинджер, У. Фолкнер, Дж. Стейнбек и другие.
Известные отечественные писатели-фантасты Борис и Аркадий Стругацкие неоднократно отмечали, что именно у Хемингуэя они учились работать с текстом по принципу «айсберга» и недосказанности. Об этом, в частности, говорил в интервью на своём сайте в 2000 году Борис Стругацкий: «Никогда не надо описывать всё, что ты знаешь по поводу происходящего в романе. Сам ты, разумеется, должен знать ВСЁ, но читатель из этого должен видеть лишь небольшую часть, самую только верхушку айсберга, и по этой верхушке почувствовать и понять всё, что осталось от него, читателя, скрыто».
Сеттинг и «принцип айсберга»
О сеттинге я писала в предыдущей статье, а теперь несколько слов о его связи с «принципом айсберга». Многие авторы следуют этому принципу интуитивно. Им просто нравится продумывать мир. Они составляют описания народов, рас и стран, их особенностей, традиций, где что производится, кто с кем воюет. Это касается не только фантастических миров, но и исторических произведений и даже современной прозы.
И такая работа приносит существенную пользу, даже если её результаты почти не попадают в произведение. Но в книге нет-нет да и мелькнёт ненавязчивое упоминание о традициях другого народа, о политике, истории. На страницах появляются упоминания импортных вин, оружия знаменитых мастеров, ковров и ювелирных украшений.
Такие дотошные авторы часто даже рисуют карты мира, и тогда в их текстах реальность становится объёмной, трёхмерной. Это понимает читатель, чувствующий, что там, за морем, есть и другие страны и континенты.
Писатели, руководствующиеся этим принципом, детально продумывают и характеры героев, и внешность, и их детство. Они на каждый персонаж составляют карточки, находят в интернете подходящие фотографии. Это делается, чтобы оживить героев, в первую очередь, для самих себя. Но тогда и читатель начинает их воспринимать как живых, реальных личностей.
Всё это наполнение книжной вселенной и называется сеттингом, и лишь незначительная его часть попадает в текст, только самая верхушка айсберга.
Если кому-то интересны приемы писательского мастерства и работы с текстом, то можете почитать другие статьи:
"Скользкая горка Шугермана: зачем она нужна"
"Как придумать сюжет. Лайфхак от Джанни Родари"
"Интересная методика работы с сюжетом"
"Игры со словами. Тренинг для писателей и копирайтеров"
#литература #творчество #писатели #полезные советы #авторам