В теневом мире советских тюрем и трудовых лагерей борьба за власть была обычным делом. Но ни одна из них не была такой ожесточенной и кровавой, как "сучья война" 1946-1956 годов.
В центре этого конфликта находился Василий Пивоваров, более известный как Вася Пивовар или Салавар. Некогда уважаемый преступник, Пивоваров оказался в разладе с "ворами в законе", которые доминировали в тюремной системе. Они видели в нем предателя, "сутенера", который сотрудничал с властями и их попытками "перевоспитания". Но у Пивоварова было то, чего не было у них: поддержка нового поколения заключенных, храбро сражавшихся в Великой Отечественной войне.
До войны воры контролировали ситуацию, подавляя любую оппозицию со стороны "сук", которые поддерживали сотрудничество с администрацией. Но после войны ситуация изменилась. Вернувшиеся ветераны закалились в боевом огне и не боялись бросить вызов старому порядку.
Пивоваров стал их лидером. Он объединил недовольные элементы тюремного населения, создав новую касту преступников - пивоваровцев. Они вели эффективную борьбу с ворами, часто при поддержке лагерной администрации.
Но у властей были свои планы. Они хотели использовать Пивоварова и его банду, чтобы подорвать воров и их "блатную" культуру изнутри. Поэтому они отправили пивоваровцев в турне по основным лагерям, где те устраивали жестокие расправы над своими конкурентами. Пивовар, один из лейтенантов Пивоварова, особенно любил пытки, часто заставляя своих жертв долго и мучительно умирать.
Война продолжалась годами, но в конце концов власти решили, что обе стороны представляют угрозу для "положительного элемента" - заключенных с небольшими сроками, которые действительно выполняли трудовые задания. "Суки" и "воры" были разделены и распределены по разным лагерям. Конфликт затух, и полезность Пивоварова для властей подошла к концу.
В 1953 году Пивоварова бросили в барак к его старым врагам - ворам. Там молодой уголовник по кличке Цыган напал на него сзади и сломал ему шею заточкой. Некогда могучий Вася Пивовар был мертв.
Сучья война" подошла к концу. Но ее наследие продолжалось, поскольку советская тюремная система еще долгие годы оставалась жестоким и коррумпированным учреждением.
Наследие "сучьей войны" имело далеко идущие последствия для советской тюремной системы. Хотя сам конфликт, возможно, и закончился, соперничество и разногласия, которые он породил, продолжали формировать мир советского тюремного заключения в течение многих лет.
Одним из самых значительных последствий "Сучьей войны" стало появление "пивоваров". Эта новая порода преступников отличалась от старых воров в законе. Они были моложе, воинственнее и зачастую лучше образованы, чем их предшественники. Они считали себя революционной силой, борющейся против коррумпированной и деспотичной системы советских тюрем.
Пивоваровцы часто были более жестокими, чем воры, совершая жестокие нападения на своих соперников и тюремную охрану. Но у них был и другой кодекс поведения. Если воры часто руководствовались жадностью и корыстью, то пивоваровцы считали себя частью более широкого движения за социальную справедливость. Они были яростно преданы своему лидеру, Васе Пивовару, и друг другу.
Несмотря на свои различия, и воры, и пивоваровцы были едины в своей ненависти к тюремной администрации. Они считали власти коррумпированными и деспотичными и верили, что единственный способ выжить в суровом мире советского заключения - это объединиться и дать отпор.
Конфликт между этими двумя группами также был симптомом более широкой напряженности в советском обществе. В послевоенные годы многие люди разочаровались в сталинском режиме, который был во главе ужасов войны и чисток 1930-х годов. Тюремная система была лишь одним из аспектов этого широкого недовольства, и "Войну стерв" можно рассматривать как отражение борьбы, происходившей в советском обществе в то время.
В конце концов, Сучья война оставила глубокий шрам на советской тюремной системе. Насилие и жестокость этого конфликта укрепили представление о тюрьмах как о местах ужаса и отчаяния. Она также породила новую породу преступников, более воинственных и политически сознательных, чем их предшественники. Наследие Сучьей войны продолжало ощущаться еще долго после окончания конфликта, когда Советский Союз вступил в период перемен и потрясений, которые в конечном итоге привели к его распаду в 1991 году.