Интервью с экспертом «Школы 21» — Денисом Бекасовым
Привет, Дзен! Мы — «Школа 21» — бесплатная школа программирования от Сбера, для всех, кому уже исполнилось 18 лет и тех, кто мечтает получить навыки программирования или полностью сменить профессию и стать разработчиком. Сегодня мы впервые выходим к вам в этом пространстве и хотим начать этот путь с интервью с Денисом Бекасовым — старшим методологом «Школы 21», старшим преподавателем МГТУ им. Н.Э.Баумана и руководителем центра экспертизы ИТ-сообщества Qoollo. В школе Денис занимается педагогическим дизайном, разработкой образовательной методологии, разработкой образовательной программы, учебных планов и декомпозицией в проектные задания. Мы попросили Дениса рассказать о том, что ждет ИТ-образование и как это — делать учебный контент.
С чего начался ваш путь в ИТ-образовании?
С уроков информатики в школе, книжки по бейсику, олимпиад по программированию и желанию разрабатывать компьютерные игры. Потом кафедра «Программной инженерии» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. После университета — работа в ИТ-компании (от программиста до зам. директора) и преподавание в МГТУ (от проведения лабораторных работ до разработки авторских курсов).
На что, по вашему мнению, стоит обратить внимание, когда начинаешь изучать ИТ?
На то, что это большой, долгий и непростой путь. И к этому надо быть готовым — к планомерной, серьезной и постоянной работе “в долгую”. Быстрых рецептов не существует. Практика, практика и еще раз практика. И, конечно, с самого начала надо стремиться к формированию целостной, системной картины всей предметной области.
Какой бы факт, какое бы знание не получили — сразу находите нужную полочку и кладите туда. Не оставляйте белых пятен и черных ящиков. Пытайтесь все осознать и систематизировать. Это, наверное, главный совет. И второе — помнить, что современная разработка чаще всего не про самый эффектный и оптимизированный код, использующий минимум байт памяти и тактов процессора, современная разработка — это челендж про создание сложных информационных систем в условиях крайней неопределенности, постоянно меняющихся требований, внутренних и внешних условий. Поэтому главное в современных программах — простота, чистота, прозрачность, однозначность, декомпозированность и гибкость к изменениям. Это надо держать в голове сразу.
Современный ИТ-специалист должен быть готов разрабатывать сложные продукты с длинным жизненным циклом в условиях неопределенности в составе большого творческого коллектива.
«Школа 21» предлагает офлайн обучение, какие преимущества такого формата перед онлайном вы можете отметить?
Выскажу непопулярную точку зрения — я не верю в чистый онлайн. Нигде. Человек так устроен — это социальное животное, ему необходимо быть в социуме и коммуницировать с себе подобными “в реальности”. Иначе, при игре “в долгую”, все ломается. И процессы, и, к сожалению, люди.
Онлайн в целом работоспособен в сработавшихся командах из опытных сотрудников квалификации миддл и выше. Если говорить про разработку, где участвуют джуниор-специалисты, стажеры и практиканты, то только смешанный формат или чистый офлайн. С обучением — то же самое. Онлайн курсы повышения квалификации для мотивированных квалифицированных специалистов — работают. Любое обучение с нуля, особенно для молодых людей, — только смешанный формат/офлайн. Причин множество: внимание, концентрация, мотивация, эмпатия, доверие, скорость и простота коммуникаций, выстраивание личных связей, специфика поведения личности в онлайн- и офлайн- среде.
Если же говорить конкретно про методологию школы — «равный равному», то она изначально спроектирована под офлайн. И теоретическое моделирование, и практические эксперименты показывают значительное падение эффективности пир-ту-пир коммуникаций в онлайне. Этот эффект можно сглаживать, специальными форматами и методами, но причину это не вылечит. Не помогут даже “мета-вселенные”, увы. По крайней, мере на текущем этапе развития.
Какое будущее у ИТ-образования?
Большое и светлое. Дефицит квалифицированных кадров в ИТ очень высокий. Сейчас сложно что-то говорить — рынок реагирует на дефицит как обычно — “бумом” и “пузырями”. Когда “пена” спадет, думаю, что рынок устаканится и разделится по направлениям. Высшее техническое образование естественно никуда не денется, будет развиваться и впитывать новые методики, все теснее переплетаясь с бизнесом и государством, как с главными потребителями высококвалифицированных кадров.
Фокус высшего образования в ИТ — квалифицированные специалисты с быстрым ростом до архитекторов и технических управленцев. Современные ИТ-курсы перестанут обещать воздушные замки и четко разделяться на сегменты. Это повышение квалификации и обучение с нуля. Второй сегмент, самый массовый, постарается закрыть текущий дефицит ИТ-кадров вообще, и будет примерно соответствовать по замыслу “средне-специальному” образованию: готовить программистов, девопс-специалистов и тестировщиков. “Обобщенная” образовательная методология будет искать баланс между онлайн и офлайн, практикой и теорией, горизонтальными коммуникациями и авторитетом ментора и преподавателя, индивидуальными и командными проектами.
Истина, как всегда, где-то посередине. У «Школы 21» в этом плане очень важная роль: протаптывать новые дорожки, тестировать экспериментальные гипотезы, которые в будущем станут нормой.
С точки зрения методологии, чем «Школа 21» отличается от других образовательных программ?
Отличается достаточно серьезно. Можно выделить следующие ключевые особенности: практикоориентированность, отсутствие менторов, необходимость самостоятельного поиска решений, объяснений и интерпретаций, ответственность за принимаемые решения, возможность индивидуализации образовательного трека, направленность на развитие софт-скиллов, коммуникации и командную работу.
Как вы придумываете контент и задания?
Не думаю, что тут может быть какой-то стандартный “рецепт”. Обычно отталкиваемся от тех теоретических тем и вопросов, которые хотим заложить в тот или иной проект/образовательный трек. Далее по ассоциативному ряду ищется идея или аналогия. Это может быть реальный рабочий проект из практики, может быть часть университетского “классического задания”, может быть статья на Хабре или недавний диалог с коллегами. Далее идея формализовывается, для нее придумывается название и так скажем, “синопсис”. Дальше идет итеративный процесс, “наращивающий” контента по 5-ти направлениям: описание предметной области/задачи, формализованная постановка задачи, дополнительные методические материалы, литературная подводка, способы проверки. Обычно над заданием работает несколько человек. Бывает, что в процессе итераций проект достаточно далеко уходит от первоначальной идеи, но всегда остается в рамках изначальной заложенной образовательной цели (изучение определенных тем, освоение конкретных навыков).
Для контента также используется несколько этапов тестирования: вычитка и ревью разными людьми, мысленный эксперимент (сопоставление с аналогичными проектами в образовательной и проектной практике), частичное и полное прорешивание, тестирование на фокус-группах и с привлечением волонтеров, запуск “в тестовом режиме” и др. Для различных проектов этапы могут быть скорректированы.
На что вы ориентируетесь, создавая учебный контент?
Основной ориентир качества — это классическое академическое образование через призму практического проектного опыта. Тут не могу не сказать спасибо моей альма-матер — МГТУ им. Н.Э.Баумана. Еще в 1873 году тогда еще Императорское Высшее Техническое Училище презентовало в Вене уникальный “русский метод обучения ремеслам”. Идея этого метода прекрасно гармонирует с методологией школы — практико-ориентированное обучение с обязательным закреплением в проектах, приближенных к реальности. Поэтому основных точек фокуса, пожалуй, три: академическое образование, реальная практика, и уникальные методологические установки школы («равный равному» и др.). Например, для проектирования образовательной программы в тематическом плане мы ориентировались на классические программы бакалавриата по программной инженерии. А такой важный этап проверки проектов как код-ревью взят из реальной проектной практики современных ИТ-компаний.
Если я хочу развиваться как методолог, что вы мне посоветуете?
Для методолога очень важно системное мышление: хорошо видеть целое и уметь свободно путешествовать от целого к частному и обратно. Важна хорошая эрудиция в предметной области, реальный практический опыт и опыт преподавания. Эрудиция нужна для систематизации большой совокупности знаний и выявлений причинно-следственных связей, для формирования “комплексных” и взаимосвязанных элементов учебного процесса.
Про реальный практический опыт в предметной области раскрывать, думаю, смысла не имеет, а преподавательский опыт важен, чтобы понимать, как устроен у человека процесс восприятия новой информации, что нужно сделать, чтобы преподнести и подать информацию и так далее. Поэтому сложно посоветовать что-то кроме достаточно общих рекомендаций — развивайте системное мышление, погружайтесь в профессию, попробуйте себя в преподавании. Например, устраивайте лекции и семинары, пробуйте формализовывать и раскладывать по полочкам сложные вопросы. Не лишним будет получение высшего образования по интересующей теме.
Вы подчеркнули важность мягких навыков. Какие вы посоветуете книги для их развития, которые помогут в работе ИТ и не только?
Для развития софт-скиллов нужны не книги, а люди вокруг и “открытый” ум, психологическая гибкость, готовность меняться. Общение, командная работа, совместный поиск решений. Слушайте, пытайтесь понять чужие точки зрения, спорьте, аргументируя свою позицию, предлагайте свои решения. Подумайте о следующих вещах: цель, способы ее достижения, систематизация командной работы, разграничение зон ответственности, командные роли, лидерство.
Из книг пришла в голову SCRUM Сазерленда. Она дает неплохое представление об основных идеях гибких методологий и дает хорошую пищу для размышлений. Работает ли оно все так, как написано в книге? Не очень. Но фантазии на эту тему очень полезны. А вообще, если выходить за рамки вопросов “о смыслах”, “о гибкости”, то так называемые софт-скиллы чаще всего — это вопросы психологии, вопросы наших реакций на раздражители, эмпатии, способности выстраивания эффективных коммуникаций, лидерства. На эту тему написаны тысячи книг, но, к сожалению, практически все из них абсолютно бесполезны, если не подкреплять прочитанное ежедневной работой над собой.
Психическое развитие — сложная работа, ведь наша способность реагировать на раздражители довольно инертна и консервативна. И чем мы взрослее, тем менее гибкой становится наша психика, тем более она “цементируется”.