Найти тему
Z-Машины

Гибель – поиски - подъём АПЛ «Thresher» (SSN 593)

Оглавление
Американская атомная подводная лодка «Thresher» (SSN 593) выпуска 1960 года
Американская атомная подводная лодка «Thresher» (SSN 593) выпуска 1960 года

Американская атомная подводная лодка «Thresher» (SSN 593) была спущена на воду летом 1960 года. Ещё год ушёл на испытания боевого корабля в плане проверки полноценной мореходности. Соответственно, в конце лета 1961 года субмарину ввели в строй. Следующие два года стали хорошей практикой для новой АПЛ США, так как разной сложности учения наглядно демонстрировали возможности конструкции с атомным реактором. Среди таких возможностей выделялись: способность корабля достигать глубин до 400 метров и движение в режиме погружения на скорости до 40 км/ч.

Как погибла американская атомная подводная лодка «Thresher»?

Весной 1963 года субмарину направили на задание, целью которого являлось испытание прочности корпуса при погружении на максимально возможную глубину – 400 метров. В качестве своего рода «связного» испытаний выступал надводный спасательный корабль «Skylark» (ASR-20). По прибытию на место испытаний оба корабля заняли рабочие позиции, после чего атомная подводная лодка «Thresher» начала погружение.

На глубине около 120 метров члены экипажа провели технический осмотр на предмет выявления возможных протечек. Не обнаружив таковых, экипаж доложил о завершении осмотра командиру, который отдал приказ на выполнение следующего этапа погружения. По факту достижения отметки глубины 200 метров, командир отправил очередной отчёт, после чего в течение часа никаких сообщений не поступало.

Вспомогательное надводное судно «Skylark» (ASR-20)
Вспомогательное надводное судно «Skylark» (ASR-20)

Наконец, на спасательном судне «Skylark» приняли очередной сигнал с борта АПЛ, но этот сигнал оказался тревожным. В частности, капитан АПЛ «Thresher» указывал на некоторые проблемы. Однако практически следом пришло следующее сообщение уже о попытках команды предотвратить взрыв атомного реактора. Это было последнее сообщение капитана субмарины, после которого микрофоны лодки воспринимали исключительно звуки:

  • вырывающегося под давлением воздуха,
  • скрежета металла,
  • рвущихся креплений.

До сегодняшнего дня нет подтверждённой достоверной картины происходящего в те часы на борту американской субмарины, но после анализа событий специалисты составили возможный вариант аварии. Скорее всего, после преодоления границы глубины 200 метров и последующего погружения, внутри машинного отделения атомной подводной лодки «Thresher» отметилась разгерметизация отдельных трубопроводов забортной воды.

В частности, имели место разрывы области паяных серебром швов, в результате чего морская вода попала на платы электроники, предназначенной для управления атомным реактором субмарины. Соответственно, произошло короткое замыкание цепей с последующим сбоем процесса работы атомного реактора. Экипажу не оставалось делать ничего другого, как прибегнуть к продувке балластных цистерн, чтобы поднять лодку с глубины.

Судя по записанным с микрофонов звукам хода воздуха под давлением, экипаж проделал именно эту операцию. Однако воздушный поток, устремившийся к балластным цистернам с огромной скоростью, встретил на пути фильтры, установленные перед клапанами балластных цистерн. Прохождение воздушного потока сквозь уменьшенное сечение фильтров привело к эффекту снижения температуры и образованию льда в области сопла.

Наличие фильтрующей сетки внутри фильтров лишь усилило эффект. В результате быстрый нарост льда в области фильтров привёл к полной блокировке проходного сечения. Таким образом, продуть балластные цистерны команде не удалось. Атомная подводная лодка «Thresher» продолжила погружение на глубину. Через системные микрофоны некоторое время ещё слышались звуки скрежета металла до момента, когда огромным глубинным давлением корабль попросту разломило на части. Погибли 129 человек, в том числе находившиеся на борту наблюдатели.

Как нашли и пытались поднять АПЛ «Thresher»?

Военно-морской флот США быстро отреагировал на аварию, провёл обширные поиски с привлечением надводных кораблей, при поддержке Военно-морской исследовательской лаборатории глубокого поиска. Также применялись системы глубоководных камер. Сразу несколько судов проводили тщательный гидролокационный поиск на площади водной акватории не менее 20 кв. км.

Система глубоко буксируемых камер «NRL», однако, не дала нужного результата. Более того, дальнейшая эксплуатация этого оборудования виделась опасной. Поэтому от камер отказались в пользу батискафа «Trieste» производства Италии, закупленного американцами для нужд армии в 1958 году. Батискаф, однако, задействовали только спустя два месяца с момента аварии. Поиск батискафом продолжался полгода, но безрезультатно.

Итальянский батискаф «Trieste» активно использовался для поиска и попыток подъёма АПЛ
Итальянский батискаф «Trieste» активно использовался для поиска и попыток подъёма АПЛ

Американцы, в конце концов, стали перед фактом, что для эффективного поиска затонувшей субмарины требуется судно определённого размера и конфигурации, способное работать с поисковым оборудованием. Пришлось покупать специально судно «Mizar» у частной компании «Avondale Marine Ways» с намерениями в конечном итоге разместить на борту требуемое оборудование.

Поиски продолжили в 1964 году. Здесь уже использовалось купленное американцами военными специально судно «Mizar» частично подвергшееся модификации:

  • внедрение подъёмника,
  • загрузка модернизированного батискафа «Trieste II»,
  • установка шахты батискафа.

Специальное судно «Mizar» оснастили также системой подводного слежения и высокочувствительными протонными магнитометрами. Протонные магнитометры подвешивались на линии электропередач, по которой также буксировались подводные видеокамеры.

Специальному судну «Mizar» удалось найти затонувшую атомную подводную лодку «Thresher» за двое суток. Разбитые части корпуса американской субмарины покоились на морском дне, на глубине 2500-2600 метров. Специалисты поискового судна обнаружили основные части субмарины:

  • гидролокатор,
  • носовую часть,
  • секцию инженерных помещений,
  • секцию операционных помещений,
  • кормовые плоскости.

Большую часть затопленной подводной лодки удалось сфотографировать. В конце лета 1964 года оперативная группа предприняла попытки поднять некоторые обломки подводным аппаратом «Trieste II», модернизированным до версии «III». Первые два погружения оказались неудачными. Третьим погружением удалось поднять обломок вентиляционного канала длиной не более 1,5 метра. Что примечательно, нет никакой информации относительно того, в каком состоянии оставался на тот момент атомный реактор. Рассекречивать документы, касающиеся аварии, американцы начали только в 2020 году, но ход процесса широко не позиционируется.