Найти тему
Архив Прошлого

Могучая кучка: Каким было величайшее объединение русских компазиторов.

В России в 19-м веке появилась «могучая кучка» - союз русских композиторов, в который входило 5 (6) человек. Они объединились для пропаганды русской музыки, которой, как серьезного и самобытного явления, не существовало до них. Всё, что делалось и писалось на профессиональном уровне до 19 века, на все 100% подражало музыке европейской и бралось исключительно из Европы. Именно это являлось одной из причин отсутствия великих композиторов в России до 19-го века.

Однако, где брать материал? Правильно, в народном фольклоре. А что представлял собой русский народный фольклор 19 века (и до него), полагаю, описывать не надо. Для наглядности представьте себе крепостного крестьянина, живущего в землянке с такой же крепостной, не умеющей читать и писать бабой. Вот у этих людей предстояло брать материал для создания полномасштабной русской музыки. Никакого аккомпанемента, нотной грамоты и такого понятия, как аккорды, там быть и в помине не могло.

Могучая кучка. Балакиревский кружок. Худ. А. М. Михайлов. 1950 год. Источник: Википедия.
Могучая кучка. Балакиревский кружок. Худ. А. М. Михайлов. 1950 год. Источник: Википедия.

Таким образом, «русская» музыка того времени была вторичной и, скорее, походила на итальянскую или немецкую, чем на русскую. Но благодаря усилиям «могучей кучки» и использованию материала из народного фольклора, русская музыка стала серьезным и самобытным явлением. Только представьте себе, как эти люди создавали музыку без аккордов и нотной грамоты - это просто невероятно! Однако, если кому-то угодно считать, что это было симфонично и академично, то пусть так и будет.

Для более наглядного изложения, приведу пример, как поступали музыковед В. Одоевский и композитор М. Глинка, записывая мелодии русских народных песен с голоса крестьян.

Кто был в "Могучей кучке"? Источник: propianino.ru.
Кто был в "Могучей кучке"? Источник: propianino.ru.

В результате, "могучая кучка" просто додумала русскую музыку, искусственно высосав её из знаменного распева (не народной, а профессиональной гармонии), григорианских песнопений католиков (натуральных ладов; по Римскому-Корсакову – искусственных ладов). Да, она основывалась и на фольклоре (напевах, завываниях, речитативах), но настолько приблизительно, что "народной" музыкой их авторские произведения назвать можно было только с целью масштабной пропаганды того, чего до них никогда не было.

"Могучая кучка" состояла из очень талантливых людей и действительно создала великие произведения искусства, но всё, что создала "могучая кучка", это авторская музыка пяти умов (Стасов музыку не писал).

Даже И. Стравинский, который написал свою знаменитую скандальную "Весну священную" на темы языческой Руси, основывался уже на произведениях Римского-Корсакова, который входил в ту самую "могучую кучку" и был учителем Стравинского. А Сергей Прокофьев писал свою "Скифскую сюиту" уже основываясь на "Весне священной" Игоря Стравинского.

К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку. Пастельный карандаш, 1871 год. Источник: Википедия.
К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку. Пастельный карандаш, 1871 год. Источник: Википедия.

Ну, и самое главное, все вышеперечисленные композиторы учились в Европе (у Европы) по европейским канонам и стандартам. Ведь те же струнные или фортепьяно (ударно-струнные), при помощи которых они сочиняли свою музыку, были придуманы в Европе (в Италии) под европейскую ментальность и для европейской музыки.

Великие композиторы "могучей кучки" используют инструменты, придуманные в Италии, а не народные или славянские инструменты, такие как балалайка или колотушка. И даже сам состав "могучей кучки" нельзя назвать полностью русским, так как фамилия Римского указывает на связь с Римом, а не с Вологдой. И Цезарь Кюи - хотя он обычно относится к русским композиторам, родился в Литве и имел франко-литовские корни. Музыка Чайковского, Рахманинова или Шостаковича является оригинальной и не похожа на музыку Индии или Африки, но ее можно спутать с музыкой австрийского Штрауса, немецкого Шумана или норвежского Грига. В конце концов, когда мы говорим о русской симфонической музыке, мы говорим о музыке, которая, в прямом смысле слова, является европейской. Ведь Москва и Петербург всегда были частью Европы.