Он входит в тройку самых активных вулканов планеты - в среднем Питон Питон де ла Фурнез (букв. Горячая печь) извергается 3-4 раза в год, иногда затихает на пару лет, а потом может выдать и десять раз в году. По наблюдениям последних восьмидесяти лет высокая сейсмическая активность длиться двадцать -двадцать четыре года, затем три-шесть лет перерыв.
Наблюдение за вулканом упоминается уже в документах 1640 года и с тех пор зафиксировано ста восьмидесяти мощных извержений, из которых только в двадцатом веке минимум десять раз была угроза уничтожения поселений, а пять раз несущаяся к океану лава разрушала дорогу.
Самые сильные извержения 20 века:
Извержение 5 апреля 1961 года было самым впечатляющим за столетие - столб пепла поднялся на 6000 метров над главным кратером Питон де ла Фурнез, а проплывающее в 30 км от берега торговое судно оказалось на два десятка сантиметров покрыто слоем пепла и грязи! ⠀
1977 год. Кратеры активного вулкана открылись в жилом поселении Saint Rose и в считанные часы треть построек города было уничтожено раскаленной лавой. Все население было эвакуировано.
В 1989 году извержение, начинавшееся как «слабое», продлилось без перерыва 196 дней и стало причиной транспортного коллапса на острове Реюньон, власти тогда даже запретили в некоторых районах частный транспорт и ввели дополнительные автобусы. Кратеры вулкана открывались хаотично и в нескольких местах одновременно, и как только затухал один - тут же открывался новый.
Самые сильные извержения 21 века:
2006, с 30 августа по 2 января 2007. Извержение началось в главном кратере Доломи и раскаленная лава наполнила его до краев (около 600 м высоты), а затем перелилась и устремилась по восточному склону, выжигая на своем пути реликтовые леса и сметая автомобильную дорогу.
2007. Небольшие извержения, как репетиция, 18 февраля и 30 марта, а 24 апреля начинается мощное извержение, которое продлилось до .1 мая того же года. Скорость извергаемой лавы 100 м3/секунду, высота столба лавы более ста метров, общий объем извергнутой за менее чем месяц - 120 миллионов м3. Все они рухнули в Индийский океан, прирастив к острову четыре квадратных километра. А из океана на поверхность, в вареном виде, всплыли более десяти тысяч морских жителей - рыбы и моллюски. Среди которых, кстати, ученые обнаружили новый, ранее неизвестный науке вид рыб - Symphysanodon pitondelafournaisei.
Тогда же, в следствие опустошения магматических камер, на 350 метров обрушилось дно основного кратера вулкана - кратера Доломье, при этом в самом кратере извержения не было. На всей территории острова более трех месяцев наблюдались кислотные дожди. Жители близлежащей деревни Тремблет опять, как и в 1968, попрощались с урожаем на несколько лет, так как все было погребено под километровой тощей раскаленной лавы. В том числе и национальная автомобильная дорога.
В 2016 году своенравный Питон де ла Фурнез без всяких предпосылок, что даже новейшее оборудование вулканической обсерватории не зафиксировала ни единого колебания, начал извергаться, а в кальдере вулкана в этот момент находились люди - группа туристов была срочно эвакуирована военными вертолетами.
26 октября 2019 года при сильнейшем извержении было выжжено несколько гектаров леса и Префектура острова даже собиралась тушить извержение из-за опасности непоправимого урона экологии острова⠀
Еще в 2007 году к лаве можно было подойти на максимально близкое расстояние, но действия нерадивых туристов и местных жителей - бросание в лаву предметов и приготовления барбекю на лаве, которые порой приводили к несчастным случаям и загрязнению окружающей среды, вынудили власти ограничить обзор - теперь все дороги ближе трех километров к месту движения огня всегда перекрываются жандармерией.
Автомобильная дорога, которая стоит на пути лавы, несущейся в Индийский океан, носит название Route des Laves. Она начинается от города Sainte Rose и заканчивается в городе Saint Philippe. Это единственная дорога на юге острова Реюньон и во время сильных извержений она может быть закрыта.
По дороге есть несколько остановок и оборудована одна смотровая площадка, с которой виден кратер 2007 года. До площадки от дороги есть тропинка, идти не более трех-пяти минут. Крайне категорически не рекомендую, собственно об этом есть предупреждающие таблички, сходить с тропинки и заходить за ограждения смотровой площадки - провалы грунта могут быть до 80 метров!
Кратеры Piton de la Fournaise могут открыться в любом месте, как со стороны дороги лавы, так и со стороны основной кальдеры. Красными звездочками на карте я отметила границы дороги лавы, а синими - начало двух подъемов на вулкан, это единственные дороги, ведущие к одному из самых активных вулканов планеты. Белой змеей на карте вьется единственная автомобильная дорога непосредственно к вулкану. Если позволяет время - я всегда выбираю дорогу от Saint Benoi, она длиннее, но намного живописнее.
Неважно, какую из двух дорог вы выберете, они соединятся в одной точке - на вулканическом плато Plaine des Cafres (букв. Долина беглых рабов) в деревне Bourg-Murat. Следуя по направлению Cité du Volcan (музей вулкана), далее направляясь по указателям Foret de Volcan, начинается подъем к вулкану Питон де ла Фурнез. Эту дорогу построили лишь в шестидесятых годах прошлого века, до этого туристов возили к вулкану ослики, погоняемые местными жителями - креолами.
По дороге на вулкан обязательные остановки, которые ну просто нельзя пропустить:
Смотровая площадка над ущельем Rivière des Remparts - это лавовое ущелье образовано около двух тысяч лет назад. Обитаемо, но пару раз за прошлое столетие было уничтожено сильнейшими оползнями. После этого уцелевшие жители возвращаются и опять отстраивают жилища.
Площадка оборудована указателями и парковкой, расположена справа по ходу движения на вулкан справа. И не забудьте посмотреть через дорогу - там открываются потрясающие виды на вулканическое плато.
Cratère Commerson очень сложно приметить, нет указателей, но смотрите внимательно - справа от дороги будет небольшая импровизированная укатанная парковка. От нее тропа, с дороги кратер не виден, нужно пройти по тропе метров 300. И вуаля - 235 метровая рваная рана земли, самый дальний от кальдеры кратер вулкана Питон де ла Фурнез.
PLAINE DES SABLES (Песчаная долина) - эту смотровую площадку пропустить невозможно. Когда вы уже подниметесь на самый верх, а почва под ногами и все вокруг станет красно-кирпичного цвета, перед вами откроются невероятные пейзажи, которые миллионы людей со всего мира называют Марсианской или Лунной Долиной. Это старая кальдера активного вулкана, которой насчитывается около трех миллионов лет.
Спустившись в долину и проехав по ней около пяти километров (здесь уже асфальта нет, только грунтовка и зачастую довольно разбитая), вы наконец то добираетесь до конечной точки маршрута - смотровая площадка Pas de Bellecombe с видом на один из самых активных вулканов планеты - Piton de la Fournais.
Площадка полностью огорожена и снабжена схемами, а также биноклями (1 евро), здесь есть туалеты, а также кафе, где можно выпить чай/кофе и съесть круассан.
Смотровая площадка расположена на высоте 450-600 м над кальдерой вулкана и тянется почти на километр, вплоть до спуска в кальдеру.
Маленький разноцветный кратер в кальдере - это, пожалуй, самый посещаемый природный объект острова Реюньон. Его официальное название Formica Leo (львиный муравей), а свидетелем его рождения был знаменитый охотник за беглыми рабами - в 1753 году Жан Дюган, преследуя невольников стал свидетелем сильнейшего извержения, о чем есть подтвержденные записи.
Кратер выглядит крошкой, однако по его краям могут уместиться одновременно около двухсот человек! Из-за частых посещений и последующей за этим эрозии почвы, кратер за последние двадцать лет стал ниже ровно вдвое.
Дойти до кратера очень легко - если вы стоите лицом к вулкану, идите влево вдоль кальдеры и тропа приведет вас к импровизированным ступеням вниз. Кальдера запирается на ключ с замком после 16 или 17 (в зависимости от сезона), поэтому нужно следить за временем, чтобы не остаться там на ночь. Дорога туда обратно займет минут сорок-час от калитки.
Если есть желание - можно дойти и до основного кратера Доломье. Туда идти сложнее - со смотровой площадки кальдера выглядит почти ровной, с небольшими камушками, поверхностью. И, ошибаясь в коварстве лавы, многие отправляются к кратеру вулкана в обычных кроссовках. Оторванных подошв в кальдере видимо - невидимо, без треккинговых ботинок здесь будет сложно. Путь в оба конца займет от трех до шести часов, в зависимости от вашей подготовки. Тропа отлично промаркирована.
Главный совет по посещению вулкана Питон де ла Фурнез - не спать! А встать часов в пять утра, позавтракать и не позднее половину шестого начать подъем от деревни Bourg-Murat. Тогда у вас есть все шансы увидеть все панорамы. Облака накрывают Реюньон очень быстро, вот только что было солнце, а через минуту ты в облаках. Поэтому чем раньше - тем интереснее.
На обратной дороге, все в той же деревне Bourg-Murat рекомендую заехать в один из лучших ресторанов острова - QG (60, rue Alfred Picard – Bourg-Murat) Его владельцы, два брата сенегальца, уже без малого двадцать лет собирают в стенах своего заведения всех, кто любит хорошо покушать, безумно вкусная кухня и всегда отличная атмосфера. Но осторожно! По неписанному правилу Реюньона, после обеда всех путников бесплатно угощают ромом. Пару раз у моих туристов срывались планы из-за слишком обильного угощения.
При спуске с вулкана - Cité du Volcan - музей вулкана, который рекомендую всем, кто увлечен вулканами. Инициаторами создания были «дьяволы вулкана» - известные на весь мир французские вулканологи Katia ла Фурнез.
Музей открылся для публики в 2014 году и носит имена супругов Krafft, погибших в вулканическом огневом облаке а Японии в 1991 году.
Если во время вашего пребывания начал извергаться вулкан - берите не раздумывая вертолет.
Во - первых- в южной части острова начинается автомобильный коллапс. Даже увидев извержение десятки раз, островитяне устремляются к к вулкану. На единственной дороге, которая ведет непосредственно к вулкану, выставляются посты жандармерии и иногда в пробке можно простоять пять - шесть часов! А потом еще часа четыре тащиться по песчаной долине.
Во - вторых, в зависимости от того, где откроется кратер, возможно придется идти несколько часов, иногда в темноте и по краю пропасти. Это очень опасно и я лично видела как доставали из кальдеры тело туриста пренебрегшего мерами осторожности в погоне за игрой огня. Поэтому, если все же пошли - не пожалейте денег на горного гида.
В третьих, как я выше писала, ближе чем на три километра вы к лаве не подойдете. А на вертолете зависнете над кратером и увидите самые мельчайшие детали.
На вопрос, не опасно ли извержение вулкана для жителей острова, я обычно показываю фотографию (автор указан на фото)
Землетрясение при извержении бывают - однажды, за ужином я увидела как задрожали бокалы на столе и чуть закачался пол, все очень слабо и лишь однажды за десять лет. Поэтому, кроме близлежащих поселений к вулкану, Piton de la Fournais никакого ущерба острову не наносит. Разумеется, это не касается каталектических извержений. И, будем надеяться, что и не нанесет.