Найти тему
Остров Реюньон

Активный вулкан Питон де ла Фурнез

Оглавление

Он входит в тройку самых активных вулканов планеты - в среднем Питон Питон де ла Фурнез (букв. Горячая печь) извергается 3-4 раза в год, иногда затихает на пару лет, а потом может выдать и десять раз в году. По наблюдениям последних восьмидесяти лет высокая сейсмическая активность длиться двадцать -двадцать четыре года, затем три-шесть лет перерыв.

Наблюдение за вулканом упоминается уже в документах 1640 года и с тех пор зафиксировано ста восьмидесяти мощных извержений, из которых только в двадцатом веке минимум десять раз была угроза уничтожения поселений, а пять раз несущаяся к океану лава разрушала дорогу.

Рассвет над вулканом
Рассвет над вулканом

Самые сильные извержения 20 века:

Извержение 5 апреля 1961 года было самым впечатляющим за столетие - столб пепла поднялся на 6000 метров над главным кратером Питон де ла Фурнез, а проплывающее в 30 км от берега торговое судно оказалось на два десятка сантиметров покрыто слоем пепла и грязи! ⠀

1977 год. Кратеры активного вулкана открылись в жилом поселении Saint Rose и в считанные часы треть построек города было уничтожено раскаленной лавой. Все население было эвакуировано.

В 1989 году извержение, начинавшееся как «слабое», продлилось без перерыва 196 дней и стало причиной транспортного коллапса на острове Реюньон, власти тогда даже запретили в некоторых районах частный транспорт и ввели дополнительные автобусы. Кратеры вулкана открывались хаотично и в нескольких местах одновременно, и как только затухал один - тут же открывался новый.

Извержение 2016, вид с края кратера Питон де ла Фурнез на рассвете
Извержение 2016, вид с края кратера Питон де ла Фурнез на рассвете

Самые сильные извержения 21 века:

2006, с 30 августа по 2 января 2007. Извержение началось в главном кратере Доломи и раскаленная лава наполнила его до краев (около 600 м высоты), а затем перелилась и устремилась по восточному склону, выжигая на своем пути реликтовые леса и сметая автомобильную дорогу.

2007. Небольшие извержения, как репетиция, 18 февраля и 30 марта, а 24 апреля начинается мощное извержение, которое продлилось до .1 мая того же года. Скорость извергаемой лавы 100 м3/секунду, высота столба лавы более ста метров, общий объем извергнутой за менее чем месяц - 120 миллионов м3. Все они рухнули в Индийский океан, прирастив к острову четыре квадратных километра. А из океана на поверхность, в вареном виде, всплыли более десяти тысяч морских жителей - рыбы и моллюски. Среди которых, кстати, ученые обнаружили новый, ранее неизвестный науке вид рыб - Symphysanodon pitondelafournaisei.

Тогда же, в следствие опустошения магматических камер, на 350 метров обрушилось дно основного кратера вулкана - кратера Доломье, при этом в самом кратере извержения не было. На всей территории острова более трех месяцев наблюдались кислотные дожди. Жители близлежащей деревни Тремблет опять, как и в 1968, попрощались с урожаем на несколько лет, так как все было погребено под километровой тощей раскаленной лавы. В том числе и национальная автомобильная дорога.

Фото из архива обсерватории Реюньона. Извержение 2007 года
Фото из архива обсерватории Реюньона. Извержение 2007 года

В 2016 году своенравный Питон де ла Фурнез без всяких предпосылок, что даже новейшее оборудование вулканической обсерватории не зафиксировала ни единого колебания, начал извергаться, а в кальдере вулкана в этот момент находились люди - группа туристов была срочно эвакуирована военными вертолетами.

26 октября 2019 года при сильнейшем извержении было выжжено несколько гектаров леса и Префектура острова даже собиралась тушить извержение из-за опасности непоправимого урона экологии острова⠀

Еще в 2007 году к лаве можно было подойти на максимально близкое расстояние, но действия нерадивых туристов и местных жителей - бросание в лаву предметов и приготовления барбекю на лаве, которые порой приводили к несчастным случаям и загрязнению окружающей среды, вынудили власти ограничить обзор - теперь все дороги ближе трех километров к месту движения огня всегда перекрываются жандармерией.

Автомобильная дорога, которая стоит на пути лавы, несущейся в Индийский океан, носит название Route des Laves. Она начинается от города Sainte Rose и заканчивается в городе Saint Philippe. Это единственная дорога на юге острова Реюньон и во время сильных извержений она может быть закрыта.

-4

По дороге есть несколько остановок и оборудована одна смотровая площадка, с которой виден кратер 2007 года. До площадки от дороги есть тропинка, идти не более трех-пяти минут. Крайне категорически не рекомендую, собственно об этом есть предупреждающие таблички, сходить с тропинки и заходить за ограждения смотровой площадки - провалы грунта могут быть до 80 метров!

-5

Кратеры Piton de la Fournaise могут открыться в любом месте, как со стороны дороги лавы, так и со стороны основной кальдеры. Красными звездочками на карте я отметила границы дороги лавы, а синими - начало двух подъемов на вулкан, это единственные дороги, ведущие к одному из самых активных вулканов планеты. Белой змеей на карте вьется единственная автомобильная дорога непосредственно к вулкану. Если позволяет время - я всегда выбираю дорогу от Saint Benoi, она длиннее, но намного живописнее.

-6

Неважно, какую из двух дорог вы выберете, они соединятся в одной точке - на вулканическом плато Plaine des Cafres (букв. Долина беглых рабов) в деревне Bourg-Murat. Следуя по направлению Cité du Volcan (музей вулкана), далее направляясь по указателям Foret de Volcan, начинается подъем к вулкану Питон де ла Фурнез. Эту дорогу построили лишь в шестидесятых годах прошлого века, до этого туристов возили к вулкану ослики, погоняемые местными жителями - креолами.

По дороге на вулкан обязательные остановки, которые ну просто нельзя пропустить:

Смотровая площадка над ущельем Rivière des Remparts - это лавовое ущелье образовано около двух тысяч лет назад. Обитаемо, но пару раз за прошлое столетие было уничтожено сильнейшими оползнями. После этого уцелевшие жители возвращаются и опять отстраивают жилища.

Площадка оборудована указателями и парковкой, расположена справа по ходу движения на вулкан справа. И не забудьте посмотреть через дорогу - там открываются потрясающие виды на вулканическое плато.

Вид со смотровой площадки над ущельем Rivière des Remparts
Вид со смотровой площадки над ущельем Rivière des Remparts

Cratère Commerson очень сложно приметить, нет указателей, но смотрите внимательно - справа от дороги будет небольшая импровизированная укатанная парковка. От нее тропа, с дороги кратер не виден, нужно пройти по тропе метров 300. И вуаля - 235 метровая рваная рана земли, самый дальний от кальдеры кратер вулкана Питон де ла Фурнез.

За кратером, через вулканическое плато, в правом углу виднеется Питон де Неж
За кратером, через вулканическое плато, в правом углу виднеется Питон де Неж

PLAINE DES SABLES (Песчаная долина) - эту смотровую площадку пропустить невозможно. Когда вы уже подниметесь на самый верх, а почва под ногами и все вокруг станет красно-кирпичного цвета, перед вами откроются невероятные пейзажи, которые миллионы людей со всего мира называют Марсианской или Лунной Долиной. Это старая кальдера активного вулкана, которой насчитывается около трех миллионов лет.

-9

Спустившись в долину и проехав по ней около пяти километров (здесь уже асфальта нет, только грунтовка и зачастую довольно разбитая), вы наконец то добираетесь до конечной точки маршрута - смотровая площадка Pas de Bellecombe с видом на один из самых активных вулканов планеты - Piton de la Fournais.

Про маленький разноцветный кратер и как туда дойти - читайте ниже.
Про маленький разноцветный кратер и как туда дойти - читайте ниже.

Площадка полностью огорожена и снабжена схемами, а также биноклями (1 евро), здесь есть туалеты, а также кафе, где можно выпить чай/кофе и съесть круассан.

Смотровая площадка расположена на высоте 450-600 м над кальдерой вулкана и тянется почти на километр, вплоть до спуска в кальдеру.

Маленький разноцветный кратер в кальдере - это, пожалуй, самый посещаемый природный объект острова Реюньон. Его официальное название Formica Leo (львиный муравей), а свидетелем его рождения был знаменитый охотник за беглыми рабами - в 1753 году Жан Дюган, преследуя невольников стал свидетелем сильнейшего извержения, о чем есть подтвержденные записи.

Кратер выглядит крошкой, однако по его краям могут уместиться одновременно около двухсот человек! Из-за частых посещений и последующей за этим эрозии почвы, кратер за последние двадцать лет стал ниже ровно вдвое.

-11

Дойти до кратера очень легко - если вы стоите лицом к вулкану, идите влево вдоль кальдеры и тропа приведет вас к импровизированным ступеням вниз. Кальдера запирается на ключ с замком после 16 или 17 (в зависимости от сезона), поэтому нужно следить за временем, чтобы не остаться там на ночь. Дорога туда обратно займет минут сорок-час от калитки.

Если есть желание - можно дойти и до основного кратера Доломье. Туда идти сложнее - со смотровой площадки кальдера выглядит почти ровной, с небольшими камушками, поверхностью. И, ошибаясь в коварстве лавы, многие отправляются к кратеру вулкана в обычных кроссовках. Оторванных подошв в кальдере видимо - невидимо, без треккинговых ботинок здесь будет сложно. Путь в оба конца займет от трех до шести часов, в зависимости от вашей подготовки. Тропа отлично промаркирована.

-12

Главный совет по посещению вулкана Питон де ла Фурнез - не спать! А встать часов в пять утра, позавтракать и не позднее половину шестого начать подъем от деревни Bourg-Murat. Тогда у вас есть все шансы увидеть все панорамы. Облака накрывают Реюньон очень быстро, вот только что было солнце, а через минуту ты в облаках. Поэтому чем раньше - тем интереснее.

На обратной дороге, все в той же деревне Bourg-Murat рекомендую заехать в один из лучших ресторанов острова - QG (60, rue Alfred Picard – Bourg-Murat) Его владельцы, два брата сенегальца, уже без малого двадцать лет собирают в стенах своего заведения всех, кто любит хорошо покушать, безумно вкусная кухня и всегда отличная атмосфера. Но осторожно! По неписанному правилу Реюньона, после обеда всех путников бесплатно угощают ромом. Пару раз у моих туристов срывались планы из-за слишком обильного угощения.

-13

При спуске с вулкана - Cité du Volcan - музей вулкана, который рекомендую всем, кто увлечен вулканами. Инициаторами создания были «дьяволы вулкана» - известные на весь мир французские вулканологи Katia ла Фурнез.
Музей открылся для публики в 2014 году и носит имена супругов Krafft, погибших в вулканическом огневом облаке а Японии в 1991 году.

-14

Если во время вашего пребывания начал извергаться вулкан - берите не раздумывая вертолет.

Во - первых- в южной части острова начинается автомобильный коллапс. Даже увидев извержение десятки раз, островитяне устремляются к к вулкану. На единственной дороге, которая ведет непосредственно к вулкану, выставляются посты жандармерии и иногда в пробке можно простоять пять - шесть часов! А потом еще часа четыре тащиться по песчаной долине.

Пробка в песчаной долине, 2015, тогда открылись одновременно три кратера и посты жандармерии стояли в шести точках!
Пробка в песчаной долине, 2015, тогда открылись одновременно три кратера и посты жандармерии стояли в шести точках!

Во - вторых, в зависимости от того, где откроется кратер, возможно придется идти несколько часов, иногда в темноте и по краю пропасти. Это очень опасно и я лично видела как доставали из кальдеры тело туриста пренебрегшего мерами осторожности в погоне за игрой огня. Поэтому, если все же пошли - не пожалейте денег на горного гида.

В третьих, как я выше писала, ближе чем на три километра вы к лаве не подойдете. А на вертолете зависнете над кратером и увидите самые мельчайшие детали.

Извержение 2015, при подлете к кратеру
Извержение 2015, при подлете к кратеру

На вопрос, не опасно ли извержение вулкана для жителей острова, я обычно показываю фотографию (автор указан на фото)

-17

Землетрясение при извержении бывают - однажды, за ужином я увидела как задрожали бокалы на столе и чуть закачался пол, все очень слабо и лишь однажды за десять лет. Поэтому, кроме близлежащих поселений к вулкану, Piton de la Fournais никакого ущерба острову не наносит. Разумеется, это не касается каталектических извержений. И, будем надеяться, что и не нанесет.

Извержение 2021, пилот - виртуоз подвел вертолет к самому кратеру. Очень страшно, но ощущения фантастические.
Извержение 2021, пилот - виртуоз подвел вертолет к самому кратеру. Очень страшно, но ощущения фантастические.

Наука
7 млн интересуются