Найти тему
МирВрача

Нельзя лечить ИБС по-российски

Оглавление

После первой атаки коронавируса выяснилось, что наилучший протокол лечения COVID-19 создали и первыми в мире использовали глюкокортикоиды в Медцентре МГУ с участием членкора Симона Мацкеплишвили. Откровенное интервью кардиолога о том, почему умирают россияне и об отсталости отечественной кардиологии. Только цитаты…

Согласно статистике за 2020–2021 гг., в России ежегодно умирают около 2 млн человек; из них 47–48% ― от болезней системы кровообращения. <…> Примерно из миллиона смертей от сердечно-сосудистых заболеваний в год больше половины вызваны ишемической болезнью сердца. Поэтому сегодня в России мы наблюдаем так называемую сверхсмертность от ишемической болезни сердца.

В первую очередь потому, что у нас очень большая доля пациентов с высоким и, что очень важно, плохо контролируемым артериальным давлением. Кроме того, в России большой процент курящих людей и низкий уровень физической активности <…> Россия, к сожалению, занимает одно из лидирующих мест в мире и по распространённости ожирения, и, главное, по смертности, вызванной этим заболеванием. <…> Это многофакторное ожирение. Более того, значительное увеличение количества пациентов с сахарным диабетом, наоборот, может быть следствием ожирения, а не его причиной.

Но на текущий момент, на мой взгляд, ни одно заболевание сердечно-сосудистой системы в нашей стране не лечится настолько неправильно, как ишемическая болезнь сердца, <…> методы, с помощью которых мы, по идее, должны достичь снижения смертности, не столь эффективны, как хотелось бы, и не приводят к желаемой цели.

Сегодня можно считать доказанным и известным фактом, что ни чрескожное коронарное вмешательство, ни операция аортокоронарного шунтирования не улучшают прогноз у подавляющего большинства пациентов со стабильным течением заболевания по сравнению с оптимальной медикаментозной терапией. <…> Поэтому принятие решения о выполнении вмешательства должно рассматриваться в довольно ограниченном количестве случаев — например, при неэффективности оптимальной медикаментозной терапии или наличии противопоказаний…

При тяжёлой сердечной недостаточности и выраженном снижении функции сердца, сахарном диабете и других состояниях, предполагающих возможное улучшение прогноза, приоритет отдаётся коронарному шунтированию. Но даже в Москве, к большому сожалению, гораздо легче сделать пациенту коронарографию и поставить стент, чем выполнить соответствующее обследование и назначить правильное лечение, <…> эти методы не настолько эффективно улучшают качество жизни пациентов, как считалось раньше. <…> эти методы зачастую вообще не приводят к каким-либо ощутимым благоприятным последствиям, то есть попросту бесполезны. <…> Важное уточнение: это справедливо только для пациентов со стабильной ишемической болезнью сердца…

Для пациентов с острым инфарктом миокарда с подъёмом сегмента ST на ЭКГ или при наличии других факторов высокого риска первичное чрескожное коронарное вмешательство, выполненное в течение 120 минут от первого контакта больного с медицинской бригадой, будет спасительным.

Очень серьёзная проблема заключается в том, что в нашей стране многие пациенты, да и врачи, уверены, что коронарное стентирование или шунтирование могут решить долгосрочную проблему, в то время как это всего лишь, если можно так выразиться, паллиативная помощь. Очень дорогая как для здоровья пациента, так и для системы здравоохранения. <…> Значительное количество чрескожных вмешательств выполняется пациентам, которым такая процедура не нужна, а в некоторых случаях даже вредна для них.

Всегда есть соблазн свалить вину на пациента и его нездоровый образ жизни, но я предпочитаю в первую очередь требовать результатов от себя. Если пациент не соблюдает мои рекомендации, значит это я не нашел времени и правильных слов, чтобы объяснить ему всю серьёзность ситуации…

Однако непрерывно возрастающая нагрузка со стороны органов здравоохранения и руководства медучреждений, требовательность пациентов и кажущаяся им их осведомленность о своем заболевании, нехватка времени и множество других факторов приводят к тому, что врачи начинают воспринимать пациентов как назойливых людей, отвлекающих их от работы с документами. Такой подход нужно менять, особенно в кардиологии, где мы буквально балансируем между жизнью и смертью каждую секунду.

Наш подход ― перепрофилирование давно известных кардиологических (и не только) препаратов под новые цели. Масштабное исследование начинается прямо сейчас, с 2023 г. Этот большой проект состоит из разных частей, которые выполняются в нескольких странах: Италии, России, Сербии, Германии, и др. Мы в МГУ со своей стороны будем тестировать новые методики, в том числе гипоксическую терапию, которая прописана в нашем протоколе.

Обсуждайте события медицины только в сообществе коллег на портале МирВрача

💡 Другие темы:

Конвейер по перемене специальности

Вопрос дефицита врачей всех специальностей колом стоит на повестке дня. Минздрав в авральном режиме публикует документы о разрешении переквалификации «всех на всех», перелопачивает переподготовку и спешно переобуваясь в прыжке. Зачем?

Битва V за Спутник

При тайном расцвете ковида Роспотребнадзор поручил регионам провести иммунизацию против дифтерии 95%, потому что у санитарных врачей нацкалендарь зудит точно по расписанию. Народ про дифтерию напрочь забыл и бьётся в прививочных кабинетах за вакцину против короны...

Рвать рецепты де-ново

Виртуальный рецепт для онлайн-продажи рецептурных препаратов придумали, чтобы всем доказать его ненужность. Аптеки брать рецепт не хотят, пациенты не могут, частников не пускают, что не препятствует правозащитникам требовать расширения меню...

Если не зарплата поможет, то что?

Радость от труда и зарплата только на первый взгляд связаны, по экономической науке выходит, что совсем не параллельны. Радость труда врачу нагоняет пациентоориентированность, подогреваемая умелыми деяниями руководителей здравоохранения...