Противоречия Марка Антония и Октавиана множились с каждым месяцем их совместного пребывания в столице. Римские сенаторы, видевшие в Гае Октавии хороший противовес Антонию, всячески поддерживали мальчонку. Никто не воспринимал его всерьез, Октавиана считали покладистой марионеткой, с помощью которой можно безболезненно осуществить транзит власти от сторонников почившего диктатора к центристам, после чего вернуть политические порядки Рима в лоно республиканского строя.
Под знамена Октавиана стекались люди с разнородными политическими взглядами: ярые сторонники Цезаря; умеренные сенаторы, выступавшие против усиления Марка Антония; римские аристократы, недовольные указами консула; простой люд, очарованный популистскими жестами Октавиана. Единственные, кого не принимали в такую разношерстную коалицию, стали убийцы Цезаря и сочувствующие им.
Марк Тулий Цицерон практические каждое собрание в Сенате громил Марка Антония с трибуны, напирая на то, что он угроза республиканскому порядку в Риме. Все это происходило под громкие овации сенаторов. Антирейтинг бывшего сподвижника Цезаря рос. Ко всему прочему, срок полномочий Марка Антония подходил к концу, и он уже думал другими категориями. Победа Сената казалась неизбежной, поэтому консул рассчитывал сложить полномочия в правильный момент и при минимальных потерях. Марк Антоний надеялся получить в управление Цизальпинскую Галлию, чтобы после истечения срока, отбыть туда и планомерно наращивать силы, надеясь вернуться в Рим во главе нескольких легионов и восстановить справедливость, но его законопроекты саботировались сенаторами, и о Галлии приходилось только мечтать.
Тем временем, Октавиан, понимая куда дует ветер, создал свою ЧВК в Италии, куда набрал ветеранов, некогда воевавших под командованием Цезаря. Информация об этом дошла до Марка Антония и в середине ноября 44 года до н.э. он приказал двум легионам разогнать солдат Октавиана. Как это часто бывает, что-то пошло не так, войска Римской республики быстро разыскали ЧВК Октавиана и уже хотели было начать сражение, но молодой человек предложил командирам легионов солидную взятку, если они переметнутся под его знамена. Увидев в рядах частной армии Октавиана своих бывших сослуживцев, легионеры приняли предложение будущего императора.
Теперь Октавиан располагал значительными военными силами и широкой поддержкой в Риме. Осознавая свой «пик силы», наследник Цезаря выступил на Рим, дабы покарать Марка Антония за деспотизм. Узнав о переметнувшихся легионах, консул сразу понял, к чему все идет, поэтому решил как можно быстрее покинуть Рим и отправиться в Цизальпинскую Галлию, рассчитывая на поддержку тамошних легионеров. Правда, в его плане была одна маленькая оплошность, Галлия уже была передана Дециму Юнию Бруту Альбину (один из заговорщиков и убийц Цезаря), который не очень хотел отдавать ее бывшему стороннику диктатора. Марку Антонию ничего не оставалось, кроме как развязать войну с наместником.
Сенат, обрадованный отбытием Марка Антония, пригласил Октавиана в столицу, где молодого человека хлебосольно приняли и дали выступить перед солдатами. Наследник Цезаря начал спич по поводу неправомерных действий Марка Антония, который всеми силами подрывает основы республиканского порядка. Даже самые лояльные легионеры, увидевшие в Октавиане преемника диктатора, несколько смутились. Никто не хотел воевать ни против Марка Антония, ни против его войск, так как это самая настоящая гражданская и братоубийственная война, ведь цезарианцы должны были столкнуться с такими же цезарианцами. По городу пошли слухи, что солдатики не слушаются Октавиана. Над молодым человеком начали посмеиваться отдельные сенаторы, а вместе с ними и большая часть плебса.
Ситуация при Мутине все больше раскручивалась, привлекая к себе внимание общественности. Чтобы как-то переключить акценты с высмеивания Октавиана на борьбу с Антонием, Цицерон выступил в Сенате с пламенной речью, осуждающей вероломное поведение бывшего консула. Это позволило инициировать отправку резолюций о прекращении боевых действий в лагерь Марка Антония, которые полководец велел сжечь, едва получив, выказав чрезвычайное неуважение к Сенату.
Подобное поведение заслуживало наказания, и ситуацию уже было невозможно спустить на тормозах. Возмущенные сенаторы обратились к Октавиану, имевшему в распоряжении несколько легионов, с просьбой снять осаду с Мутины и пленить непокорного Антония. Будущий император сослался на то, что не сможет выполнить просьбу сенаторов, так как не обладает соответствующими полномочиями для проведения такой операции. Цицерон быстро решил этот вопрос, предложив произвести Октавиана в ранг сенатора и предоставить ему должность командующего войсками 7 января 43 года до н.э. Когда надо, республиканские институты действуют с поразительной скоростью.
В компании двух новоиспеченных консулов, Гирцием и Пансой, Октавиан со своими легионами направился к Мутине. Там произошло несколько сражений, в результате которых Антоний потерпел ряд поражений и отступил в Трансальпийскую Галлию. Как-то случайно получилось, что Октавиан стал единоличным командующим войсками, консулов убили в пылу битвы, слишком неосмотрительные были, наверное. Не смог парнишка их уберечь…
Узнав об отступлении Антония, сенаторы уже накрывали поляну для новых победителей. Но как-то однобоко они смотрели на произошедшее, присуждая лавры Дециму Юнию Бруту Альбину, лишь вскользь упоминая Октавиана в деле победы над Марком Антонием. Очевидно, что тут замешана большая политика и будущий принцепс это отлично понимал.
Кажется, намечается суровое противостояние молодого Октавиана со столичными сенаторами. Чем же это закончится? Об этом в следующей серии!
- Следующая серия
- Предыдущая серия
- Самая первая серия
Если вам понравился формат и подача, подписывайтесь на канал. Я здесь постоянно.
С любовью и уважением, Автор