Найти тему
Гражданская позиция

Армия восьмидесятых, когда я был лейтенантом

Окончил танковое училище в 84-м году (УГВТКУ им Ленина). Получил назначение в Белорусский военный округ.

В/ч 03336 военный городок Печи (11-й учебный танковый Житомирский Краснознамённый полк) г. Борисов. Минская область.

В этом белорусском городе было две большие воинские части. Обе танковые. Одна линейная полного состава 34-я танковая Днепровская ордена Суворова дивизия (расформирована в 1981 г.).

Другая учебная, 45-я гвардейская учебная танковая Ровенская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова. Преобразована в 1989 году в 72-й окружной учебный центр. По некоторым данным 72-м учебным центром дивизия стала в 1987 г., но, я этого не помню. В 1987 году я уже был в ГСВГ (про это в следующий раз). Сейчас эта часть -Вооружённые силы Белоруссии.

Еще помню в Борисове 140-й ремонтный завод. Который, еще существует, но что то там сейчас связано с санкциями против Белоруссии. В мое время там капитально ремонтировали БМП-1, в дальнейшем танки Т-72 и вроде Т-80, которые остались в белорусской армии.

-2

Осенью 1984 г. я прибыл для прохождения службы в 11-й учебно-танковый полк. В начале, был назначен командиром взвода в батальон учебно-боевых танков. Этот батальон занимался обслуживанием техники учебного полка, ее текущим ремонтом (в том объеме, что предусматривал его регламент). Так же обеспечивал весь учебный процесс. Память уже подводит, но вроде в БУБТе были еще на хранении танки боевой группы. В батальоне были механики инструкторы (прапорщики и сверхсрочники) и сержанты срочники. Срочники оставались после этой же учебки, после полугода службы и уже в звании не ниже младший сержант. Их отбором занимались офицеры БУБТа, выбирая из солдат-курсантов, за полгода их обучения, отмечая их на занятиях. В дальнейшем они могли по желанию оставаться на сверхсрочную службу после срочной. Слово контрактник тогда никто не знал. Сверхсрочники имели служебный рост до прапорщика (старшего прапорщика), минуя школу прапорщиков. Все это происходило в одном учебном полку. Вернее во всей учебной дивизии. Вообще вся эта система обучения и подбора кадров очень была эффективна. Сами посудите, военнослужащего видят в течение полугода и не один человек. Результаты, как говорится, были – налицо. Подготовка военнослужащих батальона обеспечения была очень достойная. И ремонт техники производился очень достойно. Уже была наработана база ремонта и всех ошибок., т.к. солдаты-курсанты всегда «ломали» технику по «шаблону». Ну и при процессе обучения сам механики-инструкторы знали как себя вести с поступающем в учебку каждые полгода, пополнением. Да, в то время служили два года.

Я то же прослужил в батальоне обеспечения полгода )). Меня перевели на должность командира учебного взвода, по обучению механиков-водителей, объекта 172 (Т-72). Собственно на этот объект и проходил обучение в училище. В полку были танки Т-72 и Т-64, практически поровну. И еще оставалось несколько Т-62, на ходу, но я не помню, для чего их использовали.

-3

Помню еще за, так называемым «летним парком» (полевой парк для техники), находилось «кладбище техники». Чего там только не было, в основном танки (54-ки, 55-ки, 62-ки, вроде и ИС-ы, и разные бронированные тягачи). Но я не помню, что конкретно. И вообще числилась ли она за кем. Говорили, что многие заводятся. Помни зампотех батальона обеспечения «позаимствовал» себе МТЛБ в хорошем состоянии. Соляры в то время было – девать не куда. Выделяемый литраж не удавалось использовать весь на занятиях. Никто тогда особо не воровал. А не отработанную солярку сливали как раз за этим «кладбищем», в песчаные ямки поглубже. Про БУБТ долго говорить не буду. Понял, что ребята там достаточно хорошо подготовлены по части техники и кто приходил с командного училища (я заканчивал командное), делать там нечего. В БУБТ офицеры должны идти из «технарей». Потому что командников там минимум год надо обкатывать. Не знаю как готовили в технических училищах, но думаю по ремонтной части лучше. А в командных давали хорошо тех часть, а не ремонт. То есть суть я знал, а вот при сержантах чувствовал, да и они тоже, что не очень лейтенант командник по «изъятию» типа КП или какого насоса или радиатора. Меня водить учили, стрелять учили, по боевой подготовке гоняли, мат части учили. А агрегаты на танке менять только «на пальцах» учили. Профессионалом везде может быть только тот, кто ремонтирует «мерседес», но никогда не читает литературы по этому авто. Это я так пошутил. У каждого должно быть свое иначе это стагнация в прошлое. Что наверное сейчас происходит.

Даже вот по стрельбе, скажу. Из АК я укладывался на разряд, из пушки на хорошо, а из ПМ всегда на удовлетворительно. Прожил большую часть жизни, кое чего добился и переубеждать меня про всеобщий «профессионализм» бесполезно.

«Пообтеревшись» в БУБТе полгода, я стал командиром учебного взвода. Это уже было более мене мое. Лейтенант еще был сопливый. Но уже это было то, на что учили. Хотя «поменял шило на мыло»-это я об личном времени. Я думал в БУБТе личного время мало, все на службе. В учебном батальоне личного времени вообще не осталось. Первый год это точно, личное время было с 13 часов до 16 часов. Объясняю, в армии тогда обед считался два часа (не знаю как сейчас). У учебных батальонов обед у офицеров с 14 до 16 часов, но штаб части и управление батальона уходили на обед с 13 до 15 часов. Ну, вот с 13 до 14 часов редко кто нас ловил. Ну, это для занятий в учебном корпусе. В полевых занятиях обед был плавающий и при личном составе. Остальное время. На службу не позже 8, если не ответственный, со службу не раньше 20, если не ответственный. Правда еще три-четыре полных выходных в месяц (это суббота или воскресенье). Плюс ко всему ответственный по роте, не менее одного дня в неделю (26 часов)при личном составе роты с ночевкой в казарме. Пока служил в Белоруссии (84-87 года) с выходными всегда была напряженка. Отпуск, правда, получался безразмерный на этом фоне- 30 дней без дороги! У некоторых за 40 суток отпуск получался (ограничение было 45 суток!). Ну и зарплата неплохая.

База для подготовки солдат-курсантов была хорошая. Учебный корпус хороший трехэтажный с хорошо оборудованными классами. Процесс обучения полностью зависел от подготовки офицеров и от их старания. Программу боевой подготовки по времени выполняли в полном объеме. Греха таить не будем, все офицеры были разные. Но и это учитывалось. Были всякие пересечения. Ротные занятия, понятно ведет не командир взвода. Вождение и стрельбы то же редко когда командир взвода. К тому же занятия вели еще и штабные работники и управление батальона. В любом случае солдатам-курсантам хватала для военного развития. Вот правда «контингент» прибывал специфический. Наверное, многие кто застал учебку помнят, что во взводах «назначался переводчик», это для ребят среднеазиатских и кавказских республик. Соответственно «доходило» до них труднее. Зато после армии они уже владели русским и «народными» языками. Как шел отбор в советской армии усвоил еще в училище. Авиация, морфлот, погранцы и далее всякие спецы, далее танкисты и последние мотострелки. У танкистов (как и у всех) внутренний отбор: командир танка, наводчик и замыкал механик. Я прошел три учебки (Белоруссия, ГСВГ и Владимир) везде по подготовке механиков.

-4

Продолжаю про Белоруссию. Для обеспечения процесса обучения было все. И учебные классы и тактические и прочие городки. Хороший спортивный городок, спортзал. Большой просторный клуб. Танкодромы, огневые городки, классы тренажеров, все было оборудовано и все работало.

Казармы были свежие 4-х этажные в хорошем состоянии. У солдата в то время было все (там, где я служил). Строевые смотры проводились регулярно. И полковые и дивизионный. Когда проводился дивизионный смотр, это целая эпопея. Усиленный патруль в городке. Проверяющие по казармам и другим объектам, не законно отсутствующих не должно быть. Командир батальона лично отвечает за каждого отсутствующего. Весь внутренний наряд. За исключением одного на «тумбочке» в строю. С оружием и всем своим воинским имуществом на плацу. Офицеры с оружием и «тревожными чемоданами». Весь личный состав дивизии!! на дивизионном плацу. В конце прохождение строем и песня. Потом «разбор полетов» с «премиями».

Единственно где тогда тащили, это питание. Выделялось строго все до грамма. Тащили только внутри части, это повара и наряд по столовой. В те времена вообще в армии каралось все серьезно (еще раз, это где я проходил службу). По имуществу вообще не припомню воровства. Не знаю как на складах, но в казармах было все. Единственно проблема была с размерами. Тогда мода была, все в обтяжку и клеш. С ушиваниями старослужащих и их дембельской формой всегда был «цирк». Зампотылу сразу был виноват если у кого то, чего то не было, что положено. Помню в приказном порядке отправляли на вещевой склад получать, что не получил по регламенту.

Оружие на весь личный состав находилось в подразделении, под охраной наряда и старшины. Индивидуальная аптечка (АИ-1) — предназначена для профилактики шока при ранениях, тяжелых травмах и первой медпомощи при радиационном, химическом и бактериальном поражениях, а также при их комбинациях с травмами) находились в оружейной комнате вместе с личным оружием. Боеприпасы в оружейке были на гарнизонный наряд и три внутренних караула. Оружие офицеров с боеприпасами в штабе части, у дежурного по части. Знамя часть – пост номер Один в Первом карауле! Как сейчас в частях – диву даешься! Сравнивая с тем, что было. А была ведь еще и гауптвахта! Командир роты имел право «посадить» любого срочника на 3-е суток! Уже не помню до какого звания или должности сидели на «губе», но старшие офицеры «присаживались».

Учебные роты (все 9 утр) были укомплектованы полностью по штату. Вообще подразделения дивизии были укомплектованы. Это я про Белорусский Военный Округ. Помню на третьем курсе в училище были на стажировке под Житомиром (тогда называлась западной Украиной) там было по другому. Но это уже другая история.

Для учебного процесса выделялось все! ГСМ, боеприпасы, учебные средства. Все как положено.

В середине восьмидесятых все было, как и задумывалось. Горбачев только появился, еще ничего не «испортил», только молол языком.

-5

Еще раз отмечаю, я служил В белорусском ВО. В то время считался самым подготовленным и основным. Дальше были только Группы Советских Войск. А за ними НАТО.

Структура учебки и линейных дивизий и полков, была абсолютно такая же как и линейные дивизии. Как и все в той стране - сначала учишься, а потом продолжаешь на что учился. Это и правильно. Слова аутсорсинг, никто и не слыхивал. И больно хорошо.

В военных городках ходил патруль, в городе Борисов ходил гарнизонный патруль.

Помню еще, была рота испытателей новых танков. Она просто «квартировалась» на базе нашего полка (точных дат не помню, но когда я там служил) К танкам не подпускали. Ремонт и обслуживание приезжали бригады. Танки очень напоминали «семдесятдвойки», наверное были прототипы будущих т-90 (это мои фантазии). Все было как говорится «по науки» и жизни. Солдат для экипажей танков отобрали из окончивших нашу учебку. Командиры были присланы. Рота полного состава. Точно не помню, го или полтора эта рота должна была «отработать». Как обычная линейная рота по программе боевой подготовки. Может, были какие изменения, не знаю. Что хотел отметить, так это их слаженность уже через полгода. Это было красиво и здорово. Заводились одновременно, трогались одновременно, дистанции и скорость на марше идеальные. Разворачивание в боевой порядок, сворачивание загляденье. Самым эффектным был выход с разворачиванием на боевой рубеж, и одновременный первый выстрел. Хорошо поражали мишени. Наши солдатики любили на это смотреть. На самом деле все получилось как было задумано.В конце всего этого периода они должны были расстрелять один из десяти танков этой роты. Но это мы уже не видели. Вот это было настоящее слаживание подразделений ( обучение военнослужащих согласованным действиям в составе соединений для выполнения поставленных задач в любых условиях обстановки) и то что должно быть в Армии.

Нигатив я в этой статье не отмечал. Жизнь есть жизнь, всякое бывает. Я взял общее, обобщенное.

Ничего не придумывал. Времена, тогда были такие. Настоящие.

Прошу вас делиться комментариями и рассказами про свою службу.