Найти тему
Школа в Некрасовке

Чистоговорки для дошкольников

Один из основных показателей уровня развития ребенка - богатство его речи. Задача взрослых - поддержать и обеспечить развитие речевых способностей малышей.

Существует много игр и заданий, которые развивают у детей способность к созданию рифмованных текстов. Одним из наиболее интересных и эффективных методов развития ритмической способности речи, на мой взгляд, является обучение созданию чистоговорок.

Чистоговорки – это специальные речевые упражнения, служащие не только для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний

Их можно использовать для развития слухового восприятия, чувства ритма и интонации, для формирования слоговой структуры слова, а также для совершенствования лексико-грамматического строя и связной речи.

Чистоговорки, как правило, состоят из двух частей. Первая предусматривает повторение определенного слога, а вторая представляет собой короткую фразу, которая рифмуется с первой частью. Педагог учит детей подбирать рифму к звукосочетанию. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста лучше заниматься чистоговорками, используя игрушки или картинки.

Для работы и над дикцией и выразительностью речи нужно:

  • произносить чистоговорки с разной громкостью;
  • произносить с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, грустно, тревожно и т.д.);
  • произносить в разном темпе;
  • проговаривать разным по тембру голосом (как медведь, мышка, …).

Для отработки звуков учим подбирать слова с заданным звуком:

АШ-АШ-АШ – для машины есть … (гараж);

ОШ-ОШ-ОШ – есть на кухне острый … (нож);

ЫШ-ЫШ-ЫШ – плачет маленький … (малыш);

УШ-УШ-УШ – чтоб помыться включим … (душ).

С целью отработки слоговой структуры слова учим подбирать слова подходящего типа:

ОН – слон,

ОН-ОН – питон;

ИСТ-ИСТ – таксист,

ИСТ-ИСТ-ИСТ-ИСТ – мотоциклист.

С целью совершенствования лексико-грамматического строя и связной речи учим ребенка:

  • изменять форму слова и образовывать слова, употреблять предлоги и согласовывать слова между собой, составлять несложные предложения, а также небольшие рассказы:

НО-НО-НО – в доме есть окно;

НА-НА-НА – в подвале нет окна;

НУ-НУ-НУ – подойду к окну;

НОМ-НОМ-НОМ – стою перед окном;

НЕ-НЕ-НЕ – птицу вижу я в окне.

  • называть слова «ласково»:

ЛУ-ЛУ – кот в углу, ЛУ-ЛУ – котик в углу;

ЛУ-ЛУ – пес на полу, ЛУ-ЛУ – песик на полу;

  • отвечать чистоговоркой на вопросы:

ОК-ОК – рисую я цветок

ОК-ОК – какой цветок?

ОК-ОК – красивый цветок.

ОК-ОК – где цветок?

ОК-ОК – в траве (в вазе) цветок.

ОК-ОК – кому цветок?

ОК-ОК – маме цветок.

  • подбирать противоположное значение («Скажи наоборот»):

РА-РА-РА – низкая гора, РА-РА-РА – высокая гора;

РО-РО-РО – пустое ведро, РО-РО-РО – полное ведро

  • согласовывать существительные с числительными («Посчитай!):

ОТ-ОТ – один кот

ТА-ТА – два кота (три, четыре)

ТОВ-ТОВ – пять котов

ЗА-ЗА – одна коза

ЗЫ-ЗЫ – две козы (три, четыре),

ОЗ-ОЗ – пять коз

АН-АН – один баран

АНА-АНА – два барана (три, четыре)

АНОВ-АНОВ – пять баранов

ОНЬ-ОНЬ – один конь

НЯ-НЯ –два коня (три, четыре)

НЕЙ-НЕЙ – пять коней

ЦА-ЦА –одна овца

ЦЫ-ЦЫ – две овцы (три, четыре)

ВЕЦ-ВЕЦ – пять овец

Автор - учитель-логопед Анна Калюжная

#школавнекрасовке #детскийсад #логопед