Один из основных показателей уровня развития ребенка - богатство его речи. Задача взрослых - поддержать и обеспечить развитие речевых способностей малышей.
Существует много игр и заданий, которые развивают у детей способность к созданию рифмованных текстов. Одним из наиболее интересных и эффективных методов развития ритмической способности речи, на мой взгляд, является обучение созданию чистоговорок.
Чистоговорки – это специальные речевые упражнения, служащие не только для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний
Их можно использовать для развития слухового восприятия, чувства ритма и интонации, для формирования слоговой структуры слова, а также для совершенствования лексико-грамматического строя и связной речи.
Чистоговорки, как правило, состоят из двух частей. Первая предусматривает повторение определенного слога, а вторая представляет собой короткую фразу, которая рифмуется с первой частью. Педагог учит детей подбирать рифму к звукосочетанию. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста лучше заниматься чистоговорками, используя игрушки или картинки.
Для работы и над дикцией и выразительностью речи нужно:
- произносить чистоговорки с разной громкостью;
- произносить с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, грустно, тревожно и т.д.);
- произносить в разном темпе;
- проговаривать разным по тембру голосом (как медведь, мышка, …).
Для отработки звуков учим подбирать слова с заданным звуком:
АШ-АШ-АШ – для машины есть … (гараж);
ОШ-ОШ-ОШ – есть на кухне острый … (нож);
ЫШ-ЫШ-ЫШ – плачет маленький … (малыш);
УШ-УШ-УШ – чтоб помыться включим … (душ).
С целью отработки слоговой структуры слова учим подбирать слова подходящего типа:
ОН – слон,
ОН-ОН – питон;
ИСТ-ИСТ – таксист,
ИСТ-ИСТ-ИСТ-ИСТ – мотоциклист.
С целью совершенствования лексико-грамматического строя и связной речи учим ребенка:
- изменять форму слова и образовывать слова, употреблять предлоги и согласовывать слова между собой, составлять несложные предложения, а также небольшие рассказы:
НО-НО-НО – в доме есть окно;
НА-НА-НА – в подвале нет окна;
НУ-НУ-НУ – подойду к окну;
НОМ-НОМ-НОМ – стою перед окном;
НЕ-НЕ-НЕ – птицу вижу я в окне.
- называть слова «ласково»:
ЛУ-ЛУ – кот в углу, ЛУ-ЛУ – котик в углу;
ЛУ-ЛУ – пес на полу, ЛУ-ЛУ – песик на полу;
- отвечать чистоговоркой на вопросы:
ОК-ОК – рисую я цветок
ОК-ОК – какой цветок?
ОК-ОК – красивый цветок.
ОК-ОК – где цветок?
ОК-ОК – в траве (в вазе) цветок.
ОК-ОК – кому цветок?
ОК-ОК – маме цветок.
- подбирать противоположное значение («Скажи наоборот»):
РА-РА-РА – низкая гора, РА-РА-РА – высокая гора;
РО-РО-РО – пустое ведро, РО-РО-РО – полное ведро
- согласовывать существительные с числительными («Посчитай!):
ОТ-ОТ – один кот
ТА-ТА – два кота (три, четыре)
ТОВ-ТОВ – пять котов
ЗА-ЗА – одна коза
ЗЫ-ЗЫ – две козы (три, четыре),
ОЗ-ОЗ – пять коз
АН-АН – один баран
АНА-АНА – два барана (три, четыре)
АНОВ-АНОВ – пять баранов
ОНЬ-ОНЬ – один конь
НЯ-НЯ –два коня (три, четыре)
НЕЙ-НЕЙ – пять коней
ЦА-ЦА –одна овца
ЦЫ-ЦЫ – две овцы (три, четыре)
ВЕЦ-ВЕЦ – пять овец
Автор - учитель-логопед Анна Калюжная
#школавнекрасовке #детскийсад #логопед