Найти тему
НУАР-NOIR

Эстетически безупречный ужас

Фильм 2015 года «Багровый пик» можно уверенно назвать апогеем в творчестве Гильермо дель Торо. Всё, что он создавал ранее, будто бы предвосхищало эту восхитительную в своем безупречном визуальном сумраке ленту. А все последующие проекты словно стыдливо наследовали её.

Почему «стыдливо»? Потому что ни в какой другой кинокартине дель Торо не смог создать столь безупречной картинки, органично объединив смысл и визуальное выражение, внешнее и внутреннее.

Специфика этого чарующего и то же самое время изрядно пугающего проекта кроется в его пограничности. Стилистической маргинальности, если угодно. Фильм возник на тёмном рубеже, где нуар соседствует с готикой.

По этой причине страхи имеют двоякое выражение: и логичное, и иррациональное. Наличие призраков в сюжете не отменяет присутствие «обычного» преступника. Вам как никогда ясно показали, что у «рацио» есть «тёмная сторона». По сути, не поддающаяся анализу и объяснениям.

А это удачно выражено в соседстве эпох, когда викторианский академизм готов смениться набирающим силу модерном. Однако вера в прогресс не может отменить сумеречных закоулков человеческой души, где нередко может прятаться зло. Да и разве сам «прогресс» не есть обман? Всепоглощающая иллюзия, которая иррациональна, как и вера в призраков.

Кадр из фильма «Багровый пик» (2015)