В сентябре 1792 года на свет появился пятый ребенок графа Ксаверия Браницкого и его супруги Александры Энгельгардт. Новорожденную графиню назвали Елизаветой - она была третьей дочерью в семье. Воспитанием маленькой Лизи и ее старших братьев и сестер мать занималась лично. Все дети в семье Браницких получили не только великолепное образование, но и были обласканы любовью родителей.
Особенно мать оберегала юных дочерей - рано появившись при дворе Александра Васильевна не по наслышке знала о соблазнах, которые их могут подстерегать. Именно поэтому Екатерина, София и Елизавета долго находились под опекой матери. Лишь в 1807 году девушки стали выходить в свет и тогда же 16-летняя Елизавета была пожалована во фрейлины.
Фрейлиной Елизавета Ксаверьевна числилась лишь формально. Вплоть до 26 лет девушка жила с родителями, которые не спешили выдавать младшую дочь замуж. В 1819 году графиня Браницкая отправилась в путешествие по Европе в сопровождении Елизаветы. Во Франции Браницким был представлен 36-летний генерал-лейтенант граф Михаил Семенович Воронцов. Между молодыми людьми возникли симпатии и вскоре было объявлено об их помолвке.
"Сопроводив... корпус до границы России..., я вернулся в Париж в январе месяца 1819 года. Там я познакомился с графиней Лизой Браницкой и попросил её руки у матери. Получив согласие, в феврале я отправился в Лондон к отцу, чтобы получить его благословение на брак...". Дневник Михаила Воронцова
Свадебная церемония проходила в Париже в апреле 1819 года в православной церкви. Для обоих супругов партия была блестящей - жених получил большое приданное за невестой. Некоторое время после свадьбы новоиспеченные супруги провели во Франции, а затем вернулись в Россию. В начале 1820 года Елизавета и Михаил радовались появлению на свет дочери, но к сожалению радость была не долгой - новорожденная вскоре скончалась.
"31 января часов в пять, после обеда, родила Воронцова дочь Катерину, и скоро, и благополучно. Я на другой день обедал у графа Михаила Семёновича, который в восхищении; всё у них идёт хорошо... Бедный Воронцов недолго наслаждался счастьем быть отцом; дитя умерло уже. Душевно жаль Воронцова, жену его, старика отца, к которому было писано... Вчера вечером (3 февраля) в 6 часов похоронили мы в Невском младенца. Пушкин, Ваниша, Логинов, Бенкендорф и я ездили туда и опустили ангела в землю. Бедный Воронцов чрезвычайно огорчён. Жене его прежде десяти дней не скажут; для здоровья её как нельзя лучше. Её уверили, что нельзя принести дитя, потому что в сенях холодно. Она согласилась ждать дней десять. Бедная мать!".
Всего у княжеской четы родилось шестеро детей. К сожалению супругами пришлось пережить еще некоторых своих детей: Екатерина (1820-скончалась после родов), Александра (1821 - скончалась в возрасте 9 лет), Александр (1822-скончался младенцем), Семен (1823-1882), София (1825-1879), Михаил (1826-скончался младенцем).
Воронцовы славились своим гостеприимством и радушием. Графиня, любившая пышные приемы, часто устраивала балы, музыкальные вечера и званные ужины. Посетить их приемы было честью для любого приглашенного. Кроме того, несмотря на замужество и многочисленные роды, Елизавета Ксаверьевна пользовалась успехом у мужчин и была окружена поклонниками.
Среди воздыхателей Воронцовой так же был поэт Пушкин. Биографы считают, что именно княгиня вдохновила Александра Сергеевича на написание таких стихотворений как "Сожжённое письмо", "Желание славы", "Талисман". Кроме того, Пушкин неоднократно рисовал профиль Воронцовой на полях своих блокнотов. Ходили слухи, что графиня отвечала поэту взаимностью и даже именно от него родила дочь Софию.
"Графиня, вот несколько сцен из трагедии, которую я имел намерение написать. Я хотел положить к вашим ногам что-либо менее несовершенное; к несчастью, я уже распорядился всеми моими рукописями, но предпочел провиниться перед публикой, чем ослушаться ваших приказаний. Осмелюсь ли, графиня, сказать вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив ваше письмо, при одной мысли, что вы не совсем забыли самого преданного из ваших рабов? Остаюсь с уважением, графиня, вашим нижайшим и покорнейшим слугой. Александр Пушкин."
Еще одним поклонником Елизаветы Ксаверьевны был Александр Раевский. После завершения истории с Пушкиным графиню затянул новый роман. Раевский пользовался радушием Воронцова и часто гостил в доме супругов. Михаил Семенович изначально и не подозревал, что товарищ неровно дышит к его жене. Современники сплетничали, что Пушкин был лишь прикрытием для Раевского, а потом вновь обсуждали кому же принадлежит отцовство маленькой Софии, которую Раевский считал своим ребенком.
В 1827 году Воронцова разорвала отношения с Раевским и супруги уехали в Англию, где прожили около года. К слову, Михаил Семенович не отставал от жены и тоже имел связи на стороне. Его роман с лучшей подругой Елизаветы Ксаверьевны Ольгой Нарышкиной был на слуху у всех. Граф содержал дом Нарышкиной Мисхор, оплачивал многочисленные долги ее супруга. Кроме того, именно Воронцову приписывали отцовство дочери Нарышкиных Софье.
Практически всю жизнь Воронцовы провели в Крыму. До наших дней сохранились многочисленные дворцы, которые строились под руководством Михаила Семеновича и Елизаветы Ксаверьевны. Воронцовский дворец в Алупке привлекает толпы туристов, которые потом долгое время вспоминают его с восторгом, - замок окружен потрясающими парками с видом на море.
Жизнь графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой оборвалась в 1880 году. Всего несколько месяцев женщина не дожила до своего 88-го дня рождения. Ее похоронили рядом с мужем, который скончался 24-мя годами ранее.