В 1992-м году Ронни Джеймс Дио в очередной раз покинул Black Sabbath, и снова не по своей воле, а из-за нежелания пересекаться на совместных концертах с Оззи Осборном. Но Тони Айомми блестяще выкрутился из этой ситуации, подсунув публике вместо популярного Дио не менее популярного Роба Хэлфорда, который, являясь фанатом BS, принял предложение стать временным фронтменом любимой группы без всяких раздумий.
Довелось мне лет 20 назад услышать боотлеговскую (слово изменено по цензурным соображениям) запись Black Sabbath с Робом Хэлфордом на вокале. Я тогда не особо следил за новым творчеством моей любимой некогда группы, меня не вдохновило даже временное возвращение в неё Дио в 1992 году, потому что когда я послушал «Dehumanizer», я подумал, что даже этот маэстро не в силах оживить этот легендарный коллектив в творческом плане.
Нет, на концертах «Саббаты» вели себя достойно даже с Тони Мартином, который откровенно косил под Дио, но все же до него не дотягивал. А на «Дехуманайзере» даже сам Дио не смог реанимировать Black Sabbat – диск получился как чисто его сольник, даже невзирая на уникальное звучание гитары Тони Айомми. Ничего похожего на волшебные диски «Heaven and Hell» и «Mob Rules» на этом альбоме я не обнаружил.
А вот прослушивая концертные записи BS, в том числе и пиратские, которые в 90-е и 2000-е появились в очень широком ассортименте, я обнаружил очень интересную закономерность - все вокалисты, которые выступали в составе группы после Дио, песни Оззи Осборна исполняли просто шедеврально, несмотря на совершенно разные тембры своих голосов. И наиболее хорошо это получалось у Роба Хэлфорда, хотя он, конечно же, никаким вокалистом Black Sabbath не был, просто в разные годы заменял на концертах группы то Дио, то Осборна.
И вот, практически одновременно я услышал концертный боотлег BS с Хэлфордом «Definitive Costa Mesa 1992» и концертный альбом «Cross Purposes Live 1995» с Тони Мартином. Конечно, это совершенно два разных по весу вокальных дел мастера, но мне бросилось в глаза, что оба прекрасно исполняли песни Оззи, но очень драматически лажали на песнях Дио.
А почему лажали? Да потому что не тянули. Вокал Дио и на самом деле был таким мощным, что даже маэстро Хэлфорд не мог его «оседлать», хотя старался очень сильно. Но хроме хрипов, визгов и прочих стенаний он ничего путного из себя выдавить не мог.
А вот песни Оззи Осборна он исполнял так, как будто он был сам Оззи Осборн. Клянусь – если бы я этот диск услышал, не зная, кто именно на нем поет, я бы так и подумал, что это сам Оззи.
На видео: 2004 год, Хэлфорд исполняет песню Оззи Осборна. Найдите хоть одно отличие между двумя этими голосами
Почти то же самое и с Мартином на записи концерта в 1995-м – песни с Оззи он поет без напряга, и хотя на самого Оззи его вокал не походит, но по крайней мере, он на этих песнях не лажает. А вот как только начинает запевать что-то из альбомов BS с Дио, то тут же и начинается какофония – не тянет, пищит, хрипит и прочее подобное.
Интересно, что сам Дио, исполняя песни Оззи, не мог их вытянуть так же нормально, как не могли вытянуть Хэлфорд и Мартин его собственные песни. Ну, в этом нет ничего странного – кто может петь как Оззи, не может петь как Дио, и наоборот. И является это совпадением, или нет, что Оззи, Хэлфорд и Мартин – уроженцы славного британского города Бирмингем?
А вот Ронни – выходец из Америки. Может быть, только в Америке рождаются такие голосистые рок-металлисты, а в Бирмингеме – основательные и раздумчивые специалисты-прогрессивисты?
В общем, статья моя не про Дио и Оззика, а про Роба Хэлфорда и его участие в концертных тусовках Black Sabbath. Вообще-то их было две – в 1992-м году и в 2004-м, но записи последней тусовки я услышал гораздо позже, потому напишу про нее потом. А вот когда я услышал пиратский диск BS под названием «Definitive Costa Mesa 1992», то очень сильно огорчился, потому что это была именно пиратская запись с плохим звучанием. И представляла она тогда интерес только как нестандартный состав Black Sabbath.
Правда, группа часто представляла неординарные составы, вспомнить тех же Иэна Гиллана, Гленна Хьюза. Да и Дио тоже пришел в BS, когда уже был на волне успеха после Rainbow, с которыми записал несколько поистине эпохальных альбомов.
Но выступление Black Sabbath с Робом Хэлфордом – это было вообще что-то уникальное, и даже из ряда вон выходящее. И просто удивительно, почему музыканты с этим «двухдневным» составом не записали полноценный концертный альбом, заставив поклонников BS и Хэлфорда мучиться при прослушивании довольно скверно записанного боотлега?
Но годы спустя я к этой записи все же привык, тем более если ее слушать часто, внимательно и применив некоторые магические свойства широкополосного эквалайзера. А как только я добрался до видео этого концерта, то и вовсе стал считать эту запись вполне себе законным концертным альбомом Black Sabbath.
Кстати, выступлений Хэлфорда с Black Sabbath тогда, в 1992-м, было два – 14 и 15 ноября. И трек-листы обоих концертов несколько различались – на втором концерте не исполнялись композиции «Computer God» и «Supernaut», а на первом – «Children Of The Grave» и «Sweet Leaf», по крайней мере, именно таким были трек-листы обоих концертов, которые я слушал на CD. А попал Роб Хэлфорд на эти концерты в качестве фронтмена BS по настоятельной просьбе его кореша Тони Айомми, и эта просьба была вызвана очень непростыми обстоятельствами.
Дело в том, что в ноябре 1992 года Оззи Осборн планировал дать два концерта в Калифорнии, на арене в городе Коста-Меса, и для полной убедительности этого действа пригласил открывать концерты свою альма-матер - Black Sabbath. Но в тот момент фронтменом там был Дио, который почему-то не переносил Осборна на дух. Он отказался петь на этих концертах и уехал восвояси.
Роб Хэлфорд в то время был без работы – он только недавно ушел из Judas Priest, но еще не собрал свою новую группу – Fight. Вот Тони Айомми, зная, что Хэлфорд – страшный фанат Black Sabbath, позвонил ему и предложил заменить Дио на этих концертах. Естественно, тот не отказался, а прилетел на фестиваль как на крыльях.
Конечно, были предварительные репетиции, но, думается, Хэлфорду и репетиций не было надо, ведь он же был не только фанатом, но и профессионалом высшего класса. И когда он вышел на сцену в Коста Месе вместо Дио, то публика явно ошалела от такой неожиданности – ее никто не предупреждал о такой шикарной замене. Ясно, что как бы Хэлфорд не спел вещи Black Sabbath, публика его не освистала бы ни в коем случае.
Думается, что многие решили, что Роб Хэлфорд так и останется фронтменом Black Sabbath, правда, этого не случилось. Не случилось также и нормального профессионального альбома с этих выступлений, и потому они стали для фанатов Black Sabbath и Judas Priest вдесятеро ценнее. Говорят, что первые выпуски этих пиратских копий ценились на вес золота, потом, правда, их отпечатали и на CD, и на видео, и даже на виниловых пластинках столько, что цена упала буквально катастрофически. В общем, кто не успел словить момент – тот не успел и навариться. В выигрыше остались только фанаты.
Существует такая версия, что эти концерты стали шансом для Тони Мартина, который вскоре возвратился в группу. Дело в том, что Дио планировал задержаться в Black Sabbath надолго, но после такого конфуза, спровоцированного решением Тони Айомми выступить на «разогреве» у Оззи без согласия Дио, тот сильно обиделся, и больше не захотел иметь с BS никаких дел. А так как Хэлфорд тоже не собирался терять свою независимость, то «Саббаты» снова остались без фронтмена.
Тут-то и подоспел Тони Мартин, который не был обидчивым, хотя в 1991 году его погнали из группы весьма бесцеремонно, освобождая место для Ронни Джеймса Дио.
Вместе с Дио из Black Sabbath отвалил и Винни Эппайс, но тут подвернулся бывший барабанщик Rainbow – Бобби Рондинелли, и Тони Айомми получил полный комплект состава группы, приступив к записи очередного альбома «Cross Purposes», который вышел в самом начале 1994 года. Но это уже совсем другая история, которую надо освещать на страницах дркгой публикации.
А тут я хочу просто привлечь внимание к записи двух концертов Black Sabbath с Робом Хэлфордом в качестве фронтмена. Да, запись, конечно же, хреноватая, но хочу повторить – если вы любите BS и JP, то насладитесь даже такой записью, тем более что гитара Айомми и вокал Хэлфорда звучат более менее нормально.
Трек-листы двух концертов Black Sabbath с Робом Хэлфордом (в скобках - названия альбомов, с которых были взяты песни для концертов):
~ Live At Pacific Amphitheater, Costa Mesa, CA. USA14th November 1992
1). E5150 (Mob Rules, 1981 г.)
2). The Mob Rules (Mob Rules, 1981 г.)
3). Computer God (Dehumanizer, 1992 г.)
4). Children Of The Sea (Heaven and Hell, 1980 г.)
5). Symptom Of The Universe (Sabotage, 1975 г.)
6). N.I.B. (Black Sabbath, 1970 г.)
7). Die Young (Heaven and Hell, 1980 г.)
8). Into The Void (Master of Reality, 1971 г.)
9). Heaven And Hell (Heaven and Hell, 1980 г.)
10). Supernaut (Vol. 4, 1972 г.)
11). Neon Knights (Heaven and Hell, 1980 г.)
~ Live At Pacific Amphitheater, Costa Mesa, CA, USA 15th November 1992
1). E5150 (Mob Rules, 1981 г.)
2). The Mob Rules (Mob Rules, 1981 г.)
3). Children Of The Grave (Master of Reality, 1971 г.)
4). Children Of The Sea (Heaven and Hell, 1980 г.)
5). Symptom Of The Universe (Sabotage, 1975 г.)
6). N.I.B. (Black Sabbath, 1970 г.)
7). Die Young (Heaven and Hell, 1980 г.)
8). Into The Void (Master of Reality, 1971 г.)
9). Heaven And Hell (Heaven and Hell, 1980 г.)
10). Sweet Leaf (Master of Reality, 1971 г.)
11). Neon Knights (Heaven and Hell, 1980 г.)
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ: