Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Первые броненосные корабли с нарезными восьмидюймовками.

Пообщался со своим знакомым,и понял, что не рассказал одну очень важную вещь: почему, генерал-майор Маиевский, поехав в 1863 в Германию, заказывать 60-фунтовые пушки (имени себя), он внезапно "родил" 8-дм нарезную пушку. Фокус-то в калибре. С гладким стволом все просто. А, если есть нарезы? Что является калибром? Наша система считает калибром расстояние между полями (т.е. внутренний диаметр ствола, без учета нарезов). Импортная измеряет расстояние между дном нарезов. В артиллерии обычно калибр дается по наибольшему диаметру снаряда. Так вот, если в 60-фунтовой пушке (196мм ) сделать нарезы "по прусской системе", получится, что заряжать ее придется снарядом, калибром... 203 мм, т.е. 8 дм. И потому, часть заказанных у Круппа 60-фунтовок почти безболезненно (но с финансовыми затратами) переделали в нарезные.

Ладно, вернемся к кораблям специальной постройки. 16 ноября 1861 года, российский флот заказал к постройке первый свой полноценный броненосец. Корабль получил соответствующее название.

«Первенец».

А, заказали его... в Великобритании (всего 5 лет прошло с Крымской войны). Строительство первого русского броненосца поручили британской Thames Ironworks and Shipbuilding Company. Трехпалубное судно целиком было изготовлено из металла. Дерево – сосновые и дубовые доски толщиной 76,2 мм – на «Первенце» применялось лишь для застилки жилой и батарейной палуб. Батарейный броненосец стандартным водоизмещением 3600 тонн оснащённый паровой машиной мощностью 1060 лошадиных сил, развивал скорость до 9 узлов. Бронирование борта было выполнено из британских 114-миллиметровых кованых плит, они же защищали боевую рубку, скулы и раковины были прикрыты 102-миллиметровыми плитами.

Вооружение: 24 пушки в 60 фунтов в бортовых казематах и две на поворотных станках на верхней палубе. Пока строился корабль появились нарезные пушки. А, потому, было принято решение:

" Батарея будет вооружена четырнадцатью 8- д. стальными орудиями, а до изготовления их иметь 60-ф. Трехцилиндровая горизонтальная с холодильником 300-сильная машина этой батареи изготовлена на заводе г.г. Модслея и Фильда в Англии. Общая стоимость батареи "Первенец" и произведенных на ней работ простирается до 978978 р… из которых 816256 р. за корпус. 151349 р. за механизм и остальное за устройство телеграфа и проводку батареи из Англии в Кронштадт".

Вооружение этой плавбатареи неоднократно менялось. И, это логично. Напомню, что артиллерия за короткий период сделала несколько "прыжков" от обычного дымного пороха к призматическому, от него к бурому, от бурого к бездымному, и все за 30 лет. Потому в 1875-м он получил 14 нарезных 8 дм орудий, потом были еще перевооружения. Последнее случилось в 1891 году.

Выведенный из состава флота в 1905 году, "броненосец береговой обороны" длительное время служил в виде несамоходной баржи и порезан на металл только в 1959 году.

Примерно та же судьба постигла "Не тронь меня " и "Кремль", но эти корабли строились уже у нас.

"Не тронь меня".

Батарея эта построена в С.-Петербурге, на Галерном островке, английским строителем г. Митчелом по контракту, заключенному 19 марта 1862 г. К постройке ее приступлено 18 января 1863 г… закладка произведена 19 ноября, спущена же батарея 11 июня 1864 г. Главные ее размерения следующие: наибольшая длина 220 ф… длина по палубе 192 ф., крайняя ширина 53 ф… глубина интрюма от верхней кромки до верхней палубы 26 ф. 7 д., углубление на ровный киль 15 ф. Водоизмещение 3340 т. Строевых тонн 2393 т. Постройка батареи произведена Митчелом из его материалов и его мастеровыми, причем употреблена часть русского железа, весом около 11146 пудов.

-2

Как указывал документ: "Батарея эта построена по чертежам батареи "Первенец" с некоторыми незначительными изменениями. Рангоут на этой батарее такой же, как и на первой, по железный. Она будет вооружена пятнадцатью 8-д. стальными нарезными орудиями. В настоящее же время, по неготовности их. носит двадцать два 60-ф. орудия. Механизм ее в 450 л.с., старый, с корабля "Константин", изготовлен в 1858 г. в Англии на заводе Гомфрейса, но пересмотрен и исправлен на Механическом заводе г. Берда в С-Петсрбурге. Общая подрядная сумма за постройку корпуса батареи составляет 749290 р., за пересмотр же и исправление механизма 52930 р."

В кампанию 1866 года «Не тронь меня» вооружили 203 мм стальными нарезными орудиями Круппа (17 орудий). Позднее она была перевооружена нарезными казнозарядными орудиями образца 1867 года. В 1875 году «Не тронь меня» имела 16 таких орудий. Вооружение дополнялось 4-фунтовыми (87-мм) пушками, пушками Энгстрема и Пальмкранца. Вооружение почти идентично "Первенцу"

29 сентября 1905 года — исключена из списков судов Балтийского флота.

26 августа 1908 года — продана частной фирме для использования в качестве сухогрузной несамоходной баржи. После гражданской войны и национализации флота передана НКПС для работы в Петроградском морском торговом порту. 24 июня 1925 года выкуплена Ленинградским металлическим заводом. В годы Великой Отечественной войны затонула на Неве. В 1950 году поднята АСС КВМК и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.

"Кремль".

19 ноября 1862 г. последовало разрешение на постройку русскими заводчиками третьей батареи по чертежам первых двух с некоторыми изменениями, которые признаются нужными, а 8 апреля 1863 г. на нее заключен контракт с г.г. Семянниковым н Полетикой, владельцами Невского литейного и Механического завода в С- Петербурге. Главные размерения батареи следующие: наибольшая длина 221 ф… длина по батарейной палубе 194 ф. 3 д., длина по верхней палубе 185 ф. 9 д., наибольшая ширина с броней 53 ф… глубина интрюма от верхней кромки киля до верхней палубы 27 ф. Водоизмещение 3412 т. Строевых тонн 2430.

-3

Судьба этой батареи была совсем короткой (и не очень счастливой) 3 августа 1869 года «Кремль» протаранил винтовой фрегат «Олег», затонувший через 15 минут после столкновения. В мае 1885 года на переходе из Кронштадта в Ревель «Кремль» попал в сильный шторм. В результате была повреждена паровая машина броненосной батареи, а также корпус корабля. Командир корабля принял решение под парусами вывести корабль на отмель в заливе Кунда, где корабль и затонул. Вскоре «Кремль» был поднят и отбуксирован в Кронштадт для ремонта. 12 октября 1905 года «Кремль» был исключён из списков флота. В 1908 году отдан на слом.

Ладно, это все баловство. По настоящему, первым броненосцем стал "Петр Великий" на нем были орудия уже другие... Какие? Об этом в следующей главе.