Украинской энергетике в Союзе уделяли особое внимание. Во-первых, во время Великой Отечественной, из-за немецкой тактики выжженной земли от неё ничего толком не осталось (в Москве, Подмосковье, Ленинградской и Нижегородской областях до сих пор полно довоенных (а в Подмосковье – даже ещё дореволюционных) воздушных линий). Во-вторых, Украина граничила аж с четырьмя странами соцлагеря, что предоставляло возможность посильнее привязать их к СССР. В-третьих, сама по себе Украина обладала мощными экономическими и научными ресурсами, которые нужно было обеспечить работой и энергией.
Можно вспомнить и то, что расцвет энергетики пришёлся на время руководства Леонида Ильича, который родился под Днепропетровском (тогда ещё Екатеринославом).
Естественно, после войны в первую очередь занимались восстановлением своего, да и с инструментами забугорных связей тогда было не густо. Но в начале 60-х строительство энергосистемы соцлагеря «Мир» началось. К первому этапу этого строительства можно отнести строительство двух тепловых электростанций: Бурштынской (1965-1969 гг.) и Молдавской ГРЭС (1961-1971 гг.), которые и до сих пор обеспечивают связь Украины с забугорьем. А к 70-м годам до ума была доведена атомная энергетика, и начался второй этап строительства межгосударственных энергосвязей, опирающихся на стремительно развивающуюся сеть АЭС и ВЛ 750 кВ. В 1970 году началось строительство Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), 1976 – Ровенской (РАЭС), 1977 – Южноукраинской (ЮУАЭС), 1980 – Запорожской (ЗАЭС). В 1981 году началось строительство пятой украинской АЭС – Хмельницкой (ХмАЭС)…
Первой страной, отведавшей советских атомных электронов, стала Венгрия. Персональную линию 750 кВ она получила ещё в 1978 году, ею стало ВЛ Западноукраинская – Альбертирша. А в 1980 году до ПС 750 кВ Западноукраинская была достроена ВЛ 750 кВ ЧАЭС – Западноукраинская. Очевидно, что ЧАЭС, с точки зрения передачи электроэнергии за рубеж, совсем не оптимальный вариант (дальше от границы располагается только ЗАЭС, для которой, кстати, вариант выдачи мощности в Румынию тоже прорабатывался и даже частично реализовался), к тому же на её мощность претендовала Белоруссия, да и не только она одна (на ОРУ ЧАЭС легко найти пять блоков шунтирующих реакторов – один для местной ВЛ (крайний восточный), остальные это (с запада на восток): ПС Белорусская, ХмАЭС, Винница-750, Североукраинская). Поэтому было решено найти местечко поближе. И такое было найдено, на 270 км ближе к границе и всего в паре километров от ВЛ 750 кВ ЧАЭС – Западноукраинская…
Хмельницкая АЭС ориентировалась на забугорный экспорт, как никакая другая украинская станция – чисто в силу предполагаемой мощности и географического расположения. Проектом предусматривалось строительство 4-х энергоблоков по гигаватту (т.е. из украинских АЭС она делила бы второе место с Чернобыльской), а с другой стороны, станция была окружена другими электростанциями (на севере – РАЭС (130 км); на востоке – ЧАЭС и киевский энергоузел (270 км); на юго-востоке – Ладыжинская ГРЭС (250 км), подпёртая ЮУАЭС (430 км); и даже до границы с европейскими странами успели влезть две электростанции – Добротворская (160 км) и Бурштынская (190 км) ГРЭС). Собственно, и дальнейшее строительство ВЛ это подтверждает.
Хмельницкая АЭС появилась в украинской энергосистеме ещё до включения своего первого энергоблока, в 1984 заработало её распредустройство (ОРУ), в качестве распределительного пункта (РП) 750 кВ.
Надо отметить, что некоторые АЭС на этом и закончили, например, Костромская, а некоторые к этому пришли - Чернобыльская и Игналинская.
На него разрезали ВЛ 750 кВ ЧАЭС – Западноукраинская, но этим не ограничилось, вступила в строй ВЛ 750 кВ ХмАЭС – Жешув. Таким образом, Чернобыльская АЭС теперь могла поставлять электроэнергию ещё и в Польшу.
Однако в 1986 году произошла авария на 4-м энергоблоке ЧАЭС. Это сильно повлияло на перспективы атомной энергетики и прямо связанной с ней сети 750 кВ. Естественно, то что было в большой готовности, достраивалось, так в 1987 году был введён в строй 1-й энергоблок Хмельницкой АЭС, таким образом, она стала полноценной электростанцией. А вот строительство 2-го энергоблока весьма растянулось. Оно началось в 1983 году (со сроком окончания – 1991 год), но в 1990 году Верховный Совет УССР объявил мораторий на строительство АЭС. Однако в 1993 году строительство возобновили, но до 2002 года строили не сильно торопясь по причине отсутствия финансирования. После создания Бурштынского энергоострова появились и деньги, и необходимость (благо украинскую энергосистему покинула Бурштынская ТЭС и шло закрытие ЧАЭС), в результате в 2004 году 2-й энергоблок был всё-таки пущен…
Итак, что из себя сейчас представляет Хмельницкая АЭС? Два работающих энергоблока по 1 ГВт. ОРУ 750/330 кВ с одной автотрансформаторной группой связи. Шесть отходящих ВЛ, три – 750 кВ: на ПС Киевская (до 2016 года – на ЧАЭС), Западноукраинская (Западноукраинская-1) и так и не работающая на польскую ПС Жешув (Rzeszów, или Виделка (Widełka), по ближайшему населённому пункту), и три – 330 кВ: на ПС Ровно, Шепетовка и Хмельницкий. Выхода в местную распределительную сеть более низкого напряжения, скорее всего, не имеет, хотя практически за забором находится ПС 35 кВ (предположительно, использовавшаяся при строительстве).
Интересная ситуация с распредустройством 750 кВ. Его строили с размахом – на четыре энергоблока и четыре же ВЛ. Не совсем понятное стремление поставить выключатели в линию привело к появлению длиннющего (более 600 м) ОРУ. Схема планировалась, скорее всего, полуторная с секционированием шин (иначе не понятно назначение секционирующих выключателей), а вылилась в комбинацию схем 3/2 и 2/1.
Особенностью полуторной (3/2) схемы подключения (да и других подобных) является то, что любое присоединение (генератор, линия, связь с другим ОРУ) подключается двумя выключателями, поэтому в отличии от систем со сборными шинами выключатели не привязаны к конкретному присоединению. Конкретно в данном случае, на имеющиеся четыре фактических присоединения (энергоблок, 2 ВЛ и связь с ОРУ 330 кВ, выключатели на шунтирующие реакторы не учитываем) приходится аж 11 выключателей.
1) 2-й энергоблок – 31 и 32;
2) ВЛ на ПС Киевская – 20 и 21;
3) ВЛ на ПС Западноукраинская (Западноукраинская-1) – 20 и 22;
4) связь с ОРУ 330 кВ – 11 и 12;
5) неработающая ВЛ на ПС Жешув (Польша) тоже должна подключаться двумя выключателями (40 и 42). С этой линией есть недопонимание – её вроде как должны были включить ещё в декабре 2022 года, по виду ОРУ она готова (в наличии всё основное оборудование), но, похоже, что проблемы оказались более основательными, плюс Украине с октября стало совсем не до гигаваттного экспорта;
6) ну и вообще висящие в воздухе секционники - СВ-2 и СВ-3.
Перспективы АЭС в своё время казались настолько блестящими, что при организации пруда-охладителя установили и три промежуточных опоры для проектной ВЛ 750 ХмАЭС – Западноукраинская-2. Однако она так в этом проект и осталась. Для более поздних планов строительства ВЛ 750 кВ ХмАЭС – Днестровская ГАЭС приоритетным направлением представляется южное, а не западное (думаю, что в обозримом будущем, правда, какие-либо стройки здесь не грозят).
С распредустройством 330 кВ, наоборот, поступили предельно просто и экономично, плотно скомпоновав его по полуторной схеме. А при запуске 2-го энергоблока оно было расширено под перспективу подключения ВЛ 330 кВ ХмАЭС – Лесная, т.е. в направлении Киева (особо мечтательные украинцы рисуют даже две цепи вплоть до самой столицы).
На семь присоединений (энергоблок, 3 ВЛ, связь с ОРУ 750 кВ и 2 трансформатора собственных нужд (ТСН)) приходится 12 выключателей, распределяющихся так:
1) 1-й энергоблок – 90 и 91;
2) ВЛ на ПС Хмельницкий – 70 и 72;
3) ВЛ на ПС Шепетовка – 80 и 82;
4) ВЛ на ПС Ровно – 90 и 92;
5) связь с ОРУ 750 кВ – 70 и 71;
6) ТСН1 – 80 и 81;
7) ТСН2 (не совсем, конечно, ТСН, там, похоже, и другая нагрузка подключена) – 100 и 101.
8) выключатели 100 и 102 предполагалось задействовать для перспективной ВЛ 330 кВ Хмельницкая АЭС – Лесная. То есть выключатель 102 с примыкающим оборудование сейчас представляет из себя чистой воды резерв для каннибализма.
В 2010 году украинцы (совместно с нашим Росатомом) собрались всё-таки строить 3-й и 4-й энергоблоки, но в 2015 году это сотрудничество заблокировал Порошенко. В 2018 вызрел новый план строительства, по которому эти блоки опять начали достраивать. А недавно мелькнула информация о том, что Киев собирается допилить эти блоки уже под американскую Westinghouse. Что-то не очень верится (особенно учитывая заявления украинцы о децентрализации энергосистемы и концентрации усилий на развитие ВИЭ – самое то для мощных АЭС), но даже если и так, то всё равно украинские энергетики пойдут по стопам советских – АЭС скорее всего будет работать на восточноевропейские страны…
Отдельное спасибо коллегам, за предоставленные схемы, которые позволили всё-таки разобраться в этом чудовищном нагромождении оборудования)