Во времена империи Цин в Мире боевых искусств бытовала поговорка:
一流考武举,二流开镖局,三流教拳为生
Первоклассные [специалисты по боевым искусствам] сдают экзамен на воинский чин, второго класса - открывают охранные бюро, третьего - обучают кулачному искусству, чтобы зарабатывать себе на жизнь
Для нас, исследователей того интересного периода, когда боевые искусства целенаправленно преобразовывали, «очищали» по терминологии той поры, это очень важный маркер. Его удобно применять для оценки различных деятелей Мира Улинь той поры (возьмите себе на заметку!), но сейчас - не об этом!
На закате империи Цин происходят кардинальные изменения в обществе, изменения в самосознании, самовосприятии и национальном самоуважении. В первую очередь это происходит в среде образованных жителей крупных, «столичных», городов. Таких, как Пекин, Тяньцзин, Нанкин, Шанхай, Ханчжоу, которые будут тесно связаны с реформами ушу.
Там, в этих кругах образованных поклонников очищенных (精 jīng) боевых искусств, возникает очень интересная, я бы сказал - новаторская, концепция:
武举与武艺是两种技艺
Wǔ jǔ yǔ wǔyì shì liǎng zhǒng jìyì
Её перевод примерно такой: навыки боевых искусств ушуиста, успешно сдавшего экзамены на военную степень цзюйжэня, и того, кто занимается фехтованием и рукопашкой, это два разных искусства.
А вот трактовка авторов этой концепции довольно любопытная (спойлер: видны уши фотографа :) ).
Итак, в имперский период была такая форма аттестации на госэкзамене, как восьмичленное сочинение (八股文 bāgǔwén).
Его особенность - жесткая зарегламентированность (включая даже фиксированное количество иероглифов, используемых для изложения своего видения темы), использование архаичного стиля изложения, а любые аллюзии допускались лишь с литературными источниками и историческими событиями не моложе периода Сражающихся царств (403–221 гг. до н. э.), затрагивать актуальные события и проблемы современности строго воспрещалось! При этом эта аттестация проверяла у кандидатов различные базовые навыки, в том числе способность связно излагать свои мысли, используя базовую логику.
Подход был предельно практичным:
лучше отказаться от творческого искусства в пользу прозаической грамотности.
Надеюсь, мысль реформаторов ушу теперь понятна? Если использовать их образ, то успешно сдавший экзамен не обязательно будет хорошим поэтом, но он определенно будет уметь читать и излагать свои мысли на письме. Вот только это - не Искусство!
Сразу хочу обратить ваше внимание: это и не хорошо, и не плохо! Это опять же китайская дуалистическая модель Инь-Ян, где хорошо - это когда на своём месте в нужное время.
Однако, образованный человек, который сможет сдать экзамен, должен уметь читать и писать; но с другой стороны, образованный человек который может читать и писать, не обязательно сможет сдать экзамен. Это также применительно и к боевым искусствам.
Авторы концепции выдвигали довольно интересный тезис. Кроме конной и пешей стрельбы из лука в цель, кандидаты должны были выполнить тестовые упражнения с экзаменационным камнем, тугими луками и тяжелой алебардой, но
По силе он превосходит многих обычных людей, так разве у такого мастера боевых искусств есть преимущества в бою против обычных наставников кулачного боя (拳师 quánshī)?
Можно сказать, что главная причина, по которой представители «Поколения великих мастеров» начала ХХ века не сдавали экзамены по боевым искусствам, заключалась в том, что они, с их точки зрения, практиковали именно боевые искусства, а не просто совершенствовались в стрельбе из лука, фехтовании и верховой езде.
Фактически навязывалось противопоставление искусства ремеслу. А Вы как считаете? Интересно, что основными «паровозами» этой идеи были мастера из знаменитой «Десятки мастеров Гошу Китайской Республики», такие как Ян Чэнфу и Сунь Лутан, входившие в «третью категорию специалистов по боевым искусствам» времен империи Цин... Злые языки их современников утверждали, что все они были из бедных семей, и ради карьеры покинули свои родные места, чтобы успешнее развиваться в больших городах. У них не было покровителей и спонсоров, что не позволило открыть охранное агентство - это требовало не только первоначальных вложений, но и обширных связей как в Мире Цзянху (цель открытия эскорт-агентства - заработать деньги, а не драться с бандитами вообще-то), так и в среде потенциальных нанимателей.
Что больше всего необходимо для обучения кулачному искусству и и привлечению большого количества учеников, так это не реальные способности, а - популярность, которая, по мнению вышеупомянутых злопыхателей, и является главной причиной активной пропаганды концепции боевого искусства:
Красивые движения и легендарный опыт могут сделать боевые искусства процветающим бизнесом
有好看的动作和传奇的经历,这样才能使得武馆生意兴隆
Вот такая интересная точка зрения...
А вы как считаете, почему практичные в деле боевые навыки были вытеснены физкультурой и спортом искусством?
Вместо послесловия: Ян Чэнфу и Сунь Лутан были родом из провинции Чжили, в 1928 после победы Гоминьдана столицу Китайской Республики перенесли в Нанкин, а провинция Чжили была переименована в Хэбэй...
Зачем нужно было в Цинской империи сдавать экзамены? Всё просто - чтобы стать чиновником и вытащить себя и своих родичей из бедноты. Это был практически единственный путь, именно так работали социальные лифты…
Однако, хоть нам и не известно причины, по которой они не сдавали цинские экзамены, в итоге вышеупомянутые товарищи - чиновниками как раз и стали.
Вот такие занятные повороты истории!
Всем - хороших тренировок!
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делайте перепосты, а мы будем радовать вас интересными и полезными материалами!
Дм. Моисеев из морозного и солнечного Питера (утром было минус 21!)