Побывал я на выставке Рене Магрита. В последние годы в Москве освоили новый формат выставок - хорошие копии и экскурсовод интересно рассказывает. Лучше бы, конечно, оригиналы, но так тоже интересно.
Рене Магрит - один из основоположников сюрреализма. Интересно разгадывать его картины.
Пронзенное время/ Time Transfixed / La Durée poignardée (1938)
Магритту не нравился английский вариант названия картины «Time Transfixed», предпочитал французский «La Durée poignardée» - «Продолжающееся время, пронзенное кинжалом». Звучит красиво.
Искусствоведы долго ломали головы, что же означает эта картина, пока Магритт не признался, что просто хотел нарисовать паровоз и придумал поместить его в камин. Картина была написана для дома Эдварда Джеймса, должна была висеть в прихожей и пугать входящих гостей наезжающим паровозом. Вообще, если сделать правильно - подобрать пол в прихожей такой же как на картине и правильное освещение, то будет прикольно.
Паровоз изображен очень точно, это знаменитый английский локомотив «Чёрная пятерка» LMS Stanier Class 5 4-6-0.
Один из приколов картины - правый подсвечник не отражается в зеркале. Левый подсвечник - отражается, а правый - нет. Хотя должен. «Почему?» - искусствоведы ломают головы над этим уже 85 лет. Может Рене просто забыл нарисовать?
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВСПЫШКИ/ The Flame Rekindled” (1943)
Про эту картину пишут, что это предвидение бомбежки Дрездена или Хиросимы, ищут в ней скрытый смысл, а на самом деле это просто копия афиши сериала «Фантомас» 1913-14 года. В 1934 сделали римейк фильма, потом ещё один в 1946, ну, и в 1960х вышла знаменитая трилогия с Луи де Фюнесом и Жаном Марэ. Фабула фильмов примерно одинаковая: комиссар Жюв и журналист Фандор гоняются за бандитом Фантомасом, который умело меняет маски. Гениальный Луи де Фюнес сделал в 1960х фильмы с Фантомасом комедиями. До этого были нормальные боевики. Да, и ещё, Элен, невеста Фандора была дочью Фантомаса. Такие дела…
По легенде художник афишы 1913 года Луи Фёйяд срисовал фигуру с рекламы духов, где мужчина а котелке опирался рукой на бутылку духов. Поэтому рука и висит в воздухе. На некоторых афишах в руку вставляли окровавленый кинжал. Магритт вставил в руку розу.
В 1913 Рене Магриту было всего 13 лет, фильм был популярен в Бельгии. В 1934 вышел римейк с той же афишей. Афиша наверняка запомнилась Магриту. Но зачем было ее рисовать в 1943, непонятно.
«ГОЛКОНДА» («Идет мужской дождь») (1954)
Можно предположить, что мужчины в котелках - добропорядочные граждане, которые обеспечивают нерушимость общественных устоев, как атомы углерода в кристаллической решетке алмаза.
Образ впечатлил и в 1982 вышел хит “It’s raining men”, дуэта The weather girls. Вообще я все время считал, что это песня Донны Саммер. Оказалось, что ее на самом деле приглашали, но она отказалась, песня ей показалась нескромной. В МГУ “It’s raining men” гремела из окон общежитий и на дискотеках. А сейчас ее почему-то называют песней одиноких женщин и гомосексуалистов. Ничего не имею против одиноких женщин, но при чем здесь гомосексуалисты?
«Вероломство образов» (1928-29)
Картина «Вероломство образов» вызвало революцию в философии.
Сам Магритт очень просто объяснял смысл своей картины: «Ну какая же это трубка? Настоящую трубку можно набить табаком и закурить. А это просто картина.»
В дальнейшем идея получила развитие и была переформулирована Альфред Коржибски как «Карта не есть территория». в выступлении собрании Американской ассоциации содействия развитию науки в Новом Орлеане, штат Луизиана, 28 декабря 1931 года в статье "Неаристотелевская система и ее необходимость для строгости в математике и физике".
Позднее идею подхватил Борхес в микроновелле «О строгой науке» (1958), а Мишель Фуко написал книгу «Это не трубка».
Подписаться на канал MobiusBlog