И снова предлагаю несколько лайфхаков из своего опыта.
Чаще всего приходится загонять рассказ в прокрустово ложе размера при отправке рассказов на конкурс. Обычно в требовании так и указывается, например: «Объем рассказа до 20 000 знаков (а то бывает и до 10 000 или 5 000 знаков, совсем короткие)». Число знаков, как известно пишущим, указывается на страницах редактировании текста внутри Word – слева на нижней линеечке. Вначале мы видим число слов, а нажав по стрелочке на эту цифру, увидим в рамке и остальную статистику.
В бумажных страницах формата-А4 эти 20 000 знаков обычно помещается на 10 страницах.
Как раз недавно передо мной встала задача: ранее написанный рассказ в 25 000 знаков сжать до 20 000 знаков. С чего начать?
В рассказе, как правило, существуют несколько сцен в разных декорациях. Что-то происходит в комнате, другое на улице, третье в ресторане. Сюжет движется от сцены к сцене, конфликт нагнетается, каждая сцена нужна.
1. Сокращение объема каждой сцены
Вначале я еще надеялась, что оставлю все сцены. Стала смотреть внимательно: почти два абзаца в каждой сцене. Значит, моей задачей будет сократить размер каждой сцены до одного абзаца: задумано – сделано! Главным ресурсом при таком сокращении было сокращение диалогов, они всегда занимают много места. Если диалог передать сообщением, сразу идет заметное сжатие текста.
Сократила, посмотрела размер: ушла только тысяча с небольшим знаков. Значит, надо сокращать и связующие части, когда идет не активная сцена, а сообщается переходная информация. Например, имеем повествование "прошло пять дней (или пять лет), в жизни героев произошло то и то". Сокращение размера таких связок дает еще меньший эффект, ведь здесь диалогов изначально не было, приходится вырывать буквально каждое слово! Так что ушло еще лишь несколько сотен знаков.
2. Сокращение сцены целиком
Поскольку надо мной продолжали нависать лишние 3 000 знаков, поняла, что придется убирать какую-то сцену целиком! Если имеется три-четыре сцены, то удобнее изъять средние, но перед этим следует несколько расширить первую сцену и сделать более выпуклой сцену последнюю, где обычно дается развязка. Оторвала от сердца с кровью среднюю сцену и почти приблизилась к желанному размеру. Все же пару сотен лишних знаков еще болталось.
3. Сокращение метафор, снижение художественности
На заключительном этапе пошла борьба почти за каждое слово, так что приходилось выбрасывать даже нужные и красивые метафоры и замещать их более емкими утверждениями. В какой-то момент сокращенное детище, сжатый до нужного объема рассказ, становится даже чуть хуже начального варианта, но это издержки производства. Легче сразу написать рассказ определенного размера, чем сократить уже написанное на 20%.
Отдельной задачей является сокращение романа до нужного размера, и это делать легче, потому что в крупной форме больше воздуха (или воды 😊, у кого что). О сокращении романа я уже писала прежде, и здесь могу интересующихся только отослать к давней статье
Как сократить роман по требованию издательства | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)