В 1990-е годы видеомы Вознесенского стали известны на весь мир. В Париже в центре Пьера Кардена состоялась выставка работ поэта. Затем была организована выставка и в музее изобразительных искусств имени Пушкина (1993). Где сейчас хранятся эти работы? На одном из сайтов я нашла, что место хранения: Москва, Архив Музея современного искусства «Гараж». А будет ли новая экспозиция? Ведь это уже история нашей культуры.
Значение поэта определяется вовремя сказанным и услышанным словом. И теми открытиями, которые продолжают развитие поэзии.
А.А. Вознесенскому удалось и то и другое. Он соединил авангардное направление в поэзии с ясностью чувств лирики.
Никакое другое искусство не находится столь близко к поэзии, как изобразительное, и чаще всего те образы и метафоры, которые не могут до конца выразиться словами, выражаются в видеоряде.
Эти стихи лучше не читать, а рассматривать, пытаясь понять, как это сделано (т.е. оценивать как архитектурную конструкцию), и находить в них неожиданные и интересные превращения. Визуальная поэзия – искусство, сочетающее словесные и зрительные образы в едином тексте. Инструменты и приёмы такой формы поэзии многообразны – от типографских средств (шрифты, пробелы, размеры букв) до рисунков и коллажей. Помимо включения в структуру произведения графических элементов, автор широко использовал приёмы языковой игры (палиндромы, анаграммы), а также совмещает разные формы организации и записи художественного текста. За счёт использования разнообразных художественных средств изменяется восприятие текста читателем-зрителем, чему также способствуют жанровые, в том числе композиционные новации, использованные автором.
Русский язык невероятно богат и своеобразен. Очень ярко его оригинальность проявляется в том, что некоторые слова в предложениях можно опустить без потери смысла, а иногда и с приобретением нового значения или оттенка высказывания. Интересным примером такой фигуры является зевгма.
Термин происходит из греческого языка и переводится как «связь, сопряжение». В поэзии серебряного века можно встретить этот прием игры со словом. В сборнике С.Е. Бирюкова «Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма», изданного в 1994 можно увидеть много интересных примеров авангардных решений русских поэтов.
Так и А. Вознесенский в последние годы, найдя применение своей «академической» специальности, работал в жанре визуальной поэзии. Он со временем стал терять голос, а ведь это был его рабочий инструмент поэта-глашатая. Вот его объяснение в интервью:
«Видеомы - это видео-мы. То есть мир, увиденный через видео. Ещё в древности, вот библейские буквы проступили на стене: "мене, текел, фарес" - это не все поняли, но это уже был видеознак Бога. И вот чем дольше живёшь, тем глубже вглядываешься: что такое сущность слова, образа? Я думаю, как расшифровать первую фразу Библии? Сначала было слово…»
Первой видеомой, созданной Вознесенским, был плакат, посвящённый столетию Бориса Пастернака.
Андрей Вознесенский продемонстрировал свой метод отдельного существования литературных метафор. «Видеомы» — это записная книжка поэта, в которой отражается жизнь, мгновения, мысли и сомнения.
В 1992 году вышла книга:
Книга любви, очарования, боли и печали — новая книга русского поэта Андрея Вознесенского, куда вошли стихи и проза разных лет, а также рисунки поэта. Видеомы — это «портреты человеческих судеб», «постижение духовного через видео». Автор писал:
«Пример нашего поколения тут довольно убедителен: среди тех, кого действительно знали, за кем следили, - никто не замечен в подлости. Ошибались все. Приличия помнили тоже все».
Действительно, А.А. Вознесенский обладал даром предчувствия, и я думаю, что афоризм поэта «Все прогрессы реакционны, /Если рушится человек» очень полезно помнить и сейчас, — в эпоху интернета, смартфонов и роботов...
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ