Несколько поколений семьи Маршак
Этой весной в нашей библиотеке проходит выставка, посвящённая нескольким поколениям семьи Самуила Яковлевича Маршака. Каждый из них был по-своему талантлив и одарён. О ком-то из его родных мы уже писали в предыдущих публикациях, а некоторые из имён для вас прозвучат впервые.
Эта выставка состоялась благодаря материалам, которые предоставил Денис Андреевич Рейшахрит - внук Евгении Моисеевны Маршак, племянницы Самуила Яковлевича Маршака.
Денис Андреевич, как и его отец - Андрей Львович Рейшахрит, стали друзьями нашей библиотеки, бывали у нас в гостях и поделились ценной информацией об этом уникальном и талантливом семействе. Денис Андреевич написал о каждом из членов семьи всё, что знал. О тех, кого знал лично, информации, безусловно, было больше. Всё это можно увидеть на нашей выставке, а также фото из семейного архива и даже несколько личных вещей, принадлежавших бабушке Дениса Андреевича - Евгении Моисеевне.
Напомним, что в семье Якова Мироновича Маршака и Евгении Борисовны Маршак (урожденная Гиттельсон) было шестеро детей: трое сыновей - Моисей, Самуил, Илья и три дочери - Юдифь, Сусанна и Лия. Мы уже упоминали в других статьях нашего канала, что писателем в семье был не только Самуил Яковлевич. Но, обо всех по порядку.
Самый старший из детей - Моисей Яковлевич Маршак (1885 г. р.) получил экономическое образование, защитил кандидатскую, был крупным экономистом в лесной, а затем в бумажной промышленности.
На выставке вы сможете увидеть письма Моисея Яковлевича, адресованные его жене, Вере Яковлевне Маршак.
Вторым по старшинству был Самуил Яковлевич, а следующим - Илья Яковлевич (1895 г. р.), русский советский писатель, инженер химик, публиковавшийся под литературным псевдонимом М. Ильин.
"Младший брат, друг и литературный крестник" - так называл его Самуил Яковлевич. С 1924 года он вёл "химическую страничку" в журнале "Воробей", также он является автором книги для детей "Сто тысяч почему", эта книга есть в фонде нашей библиотеки. На выставке представлены ещё две книги М. Ильина, а также фотографии из семейного архива.
Самой старшей из сестёр Самуила Яковлевича была Сусанна Яковлевна Маршак (1889 г. р.). О ней Денис Андреевич мог сказать только то, что её семья уехала из России, и он никогда не видел ни её, ни её потомков.
Ещё одна сестра - Юдифь Яковлевна Маршак (1893 г. р.). Вот что пишет о ней Денис Андреевич: «Талантливая пианистка, английский она выучила лет в 86, когда её единственная внучка, самый родной человек, Вера, уехала в Америку, и баба Юдя была вынуждена поехать вслед за ней. Сначала по временной визе, потом визу продлевали, продлевали… В эсэсэсэре же полагались выездные визы, так просто было не выехать даже в «дружественные» страны, и визы бабе Юде продлевали через Сергея Михалкова, тот благоволил к Маршакам. Но потом… У меня сохранились письма из Америки от бабы Юди, неровным почерком очень плохо видящего человека. Подросток, что я тогда понимал? Что уходит Эпоха, что мне пишет родная сестра Самуила Маршака? Я ей отвечал… ну, как может ответить подросток, занятый своими «делами» больше, чем что бы то ни было на свете? А потом… Потом письма прекратились".
Юдифь Яковлевна оставила воспоминания о своём детстве и о брате Самуиле - "Частица времени". Эта работа напечатана в книге воспоминаний о Маршаке "Я думал, чувствовал, я жил".
А самая младшая сестра Самуила Яковлевича - Лия Яковлевна Прейс урождённая Маршак,1901 г. р.) больше известна под псевдонимом Елена Ильина. На выставке можно увидеть несколько её книг. Самая известная - "Четвёртая высота" о подвиге Гули Королёвой в Великую Отечественную войну.
Это произведение до сих пор входит в школьную программу. На витрине представлено современное издание из фонда библиотеки, а также редкое издание, вышедшее в Детгизе в далёком 1946 году.
Лия Яковлевна умерла за два года до рождения Дениса Андреевича Рейшахрита, и лично он её не знал. Но у них в семье сохранилась открытка, датированная 1953 годом, которую Лия Яковлевна отправила его отцу - Андрею Львовичу Рейшахриту. Она была единственная из сестёр и братьев в этой семье, у кого не было детей.
Рассказ о следующем поколении этого необычного семейства начнём с Иммануэля Самойловича Маршака (1917 г. р.) - сына Самуила Яковлевича. Именно с ним первая заведующая нашей библиотеки вела переписку и от него получила в дар письма, книги и фотографии из семейного архива семьи Маршак, которые мы бережно храним и наши читатели и посетители имеют возможность их видеть большую часть года на постоянной экспозиции в читальном зале библиотеки.
«Сын Самуила Маршака, один из троих детей, которых Самуил Яковлевич не потерял… Мне было всего десять лет, когда его не стало. Но свет этого человека освещает мою жизнь до сих пор. Он умел видеть и слышать каждого, не обходил вниманием никого из окружающих; со мной, ребёнком, общался на равных. Я не видел его без улыбки, доброй, чуть грустной, мудрой… Казалось, он присутствовал в моей детской жизни всегда, даже из больницы, смертельно больной, и знавший о своей болезни, он писал мне письмо; не просто помнил обо мне, но участвовал в моей судьбе" - так начинаются воспоминания Дениса Андреевича об этом удивительном человеке, для которого он был просто дядя Элик.
Иммануэль Самойлович был разносторонне одарённым человеком. Прежде всего он был учёным-физиком с мировым именем, автор изобретений и научных монографий, создатель новой отрасли физики - физика электрического разряда в газах. Но лишь наукой список его талантов не ограничивался. Он был также переводчиком классической английской литературы, в частности ему принадлежит русский перевод романов Джейн Остин "Гордость и предубеждение" и "Нортенгерское аббатство".
Приведём ещё один фрагмент из детских воспоминаний Дениса Андреевича о дяде Элике: "Вот он приехал на несколько дней для перевода фильма – блестящий знаток английского, он, доктор технических наук, был приглашён на перевод и озвучивание художественной кинокартины, и рассказывает мне, как этот процесс происходит: фильм нарезают на куски, «крутят» их по несколько раз на экране, и нужно не просто перевести английскую речь героев на русский язык, но ещё и подобрать такие слова, которые «попали» бы в артикуляцию героев, чтобы у зрителя создалось полное ощущение, что герои говорят по-русски! И он справился с этой работой!"
И ещё один эпизод: "Незадолго до смерти, он узнал, что я увлёкся фотографией, - я тут же получил от него в подарок фотоэкспонометр, редчайшую в ту пору вещь!"
Свою первую опубликованную работу Иммануэль Самойлович подарил отцу, в ней была трогательная надпись: "Дорогому папочке – моя первая "детская книжка". Скоро пришлю вторую. И. Маршак".
С завершением земного пути Самуила Яковлевича, не закончилась связь между отцом и сыном. Иммануэль Самойлович писал воспоминания, публиковал стихи, работал над архивом. И ещё при жизни Самуила Яковлевича он подарил ему трёх замечательных внуков, но это уже другое поколение семьи Маршак, о котором речь пойдёт ниже.
А пока несколько слов о сыне Ильи Яковлевича Маршака - Борисе (1933-2006). Он был археологом, доктором исторических наук, востоковедом. С 1958 г. работал в Отделе Востока Эрмитажа, а с 1978 г. - глава сектора Средней Азии и Кавказа. Из воспоминаний Дениса Андреевича: "Начальник Пенджикентской Экспедиции, специалист по Согдиане – он был разностороннейшим человеком, даже писал пьесы. При этом скромнее его найти человека было бы сложно. Он мог говорить на любую тему, объяснять доходчиво, спокойно, совершенно не выпячивая себя, удивительный человек!" Пенджикент стал местом его упокоения. 50 лет своей жизни Борис Ильич отдал изучению культуры таджикского народа.
Завершим рассказ об этом поколении воспоминаниями Дениса Анреевича о его бабушке - Евгении Моисеевне Маршак и дедушке Льве Сергеевиче Рейшахрит, фамилию которого они с отцом, Андреем Львовичем, унаследовали.
На выставке представлены не только воспоминания Дениса Андреевича о бабушке с дедом, но и личные вещи, например, записная книжка Евгении Моисеевны, в которой её рукой записаны адреса, номера телефонов, а с другого конца - кулинарные рецепты.
Есть также небольшой альбом (по формату скорее похожий на маленький блокнот), в котором родные и друзья оставляли памятные надписи для юной Жени, встречаются также и рисунки. Одну из таких записей сделал Самуил Яковлевич в 1926 г.
А ещё есть письмо Иммануэля Самойловича, адресованное сестре Жене (декабрь 1964 г.).
Евгения Моисеевна прекрасно знала химию, владела тремя языками и блестяще музицировала. На этой выставке также представлена книга Клауса Гофмана "Можно ли сделать золото?", перевод которой осуществила Евгения Моисеевна. Это книга о мошенниках, обманщиках и учёных в истории химических элементов.
Дед Дениса Андреевича - Лев Сергеевич Рейшахрит, участник Великой Отечественной войны. "Человек с немецкой фамилией в первые дни войны пошёл на фронт добровольцем – Ленинградский, Волховский фронты на передовой, потом – Японский фронт, ну, как не герой! «Я не с немцами воевал, а с фашистами». А бабушка… Болезненная ленинградская девочка, перенесшая брюшной тиф в 20-е годы, она в июне 41-го была беременной моим папой, и отправилась по распределению в Пермский (тогда – Молотовский) Край, на военный завод в город Березняки. И вкалывала, беременная, наравне со всеми, до самых родовых схваток. И через несколько дней после родов – какие такие декретные отпуска?!" - из воспоминаний Дениса Рейшахрита о дедушке. После войны Евгения Моисеевна помогла мужу вернуться к мирной жизни, а также в университет и защитить диссертацию. На кафедре электрохимии ЛГУ он проработал до конца 1980-х годов.
Отец Дениса Андреевича - Андрей Львович Рейшахрит уже представитель следующего поколения талантливого семейства.
С начала 1980-х живёт и работает в Воркуте, преподает в Воркутинском Горном институте, заведует одной из его кафедр. В качестве главного редактора выпускает единственный в республике научно-технический журнал "Народное хозяйство Республики Коми".
В октябре 2004 г. он посетил нашу библиотеку (см. фото выше) и подарил нам книгу воспоминаний с автографом о Самуиле Яковлевиче Маршаке, которую также можно увидеть на выставке.
И, наконец, о детях Иммануэля Самойловича Маршака. Самый старший - Алексей Иммануэлевич Сперанский-Маршак (1937 г. р.) живёт в Израиле Его призванием стала археология, античная эпоха.
Яков Иммануэлевич Маршак (1946 г. р.) по первому образованию математик, по второму - врач.
Является первым учителем кундалини-йоги в нашей стране. Сегодня занимается лечением алкоголизма и наркомании в «Клинике Маршака».
Про Александра Иммануэлевича Маршака мы подробнее уже писали в наших предыдущих публикациях. Напомним о том, что он был в гостях у библиотеки Маршака вместе с супругой, Татьяной Александровной в 2018 году. На выставке можно увидеть фотографии с этой встречи, книги Александра Иммануэлевича и памятную запись в гостевой книге библиотеки, которую сделала Татьяна Александровна.
А вот что пишет о своих родных Денис Андреевич: "Я не знаю людей, которые могли бы сказать о Саше или о Тане что-то плохое... Не знаю тех, кому бы Таня и Саша не помогли, кого бы не поддержали в трудную минуту. Удивительно яркие личности, они смогли жить свою незаурядную жизнь, при этом оставаясь хранителями памяти Самуила Маршака – а это КРАЙНЕ трудная работа. Сохранена квартира Маршака на Чкаловской (Земляном Валу) - Тане, Саше и их детям, Алёне и Илье, фактически, приходилось жить в доме-музее, постоянно этот дом-музей поддерживая, и НИЧЕГО в нём не меняя! Когда я читаю чьи-то воспоминания о Маршаке, мол, приходит человек в квартиру 113, вешает пальто на вешалку, что слева от двери, а в комнате, что от двери направо, висит шотландский ковёр с портретом Бернса, то я понимаю, что вешалка и ковёр в этой квартире были ВСЕГДА и ВСЕГДА будут на тех же самых местах, что и при Самуиле Яковлевиче! Что ВСЁ будет сбережено, ВСЁ сохранит ауру прошедшей Эпохи, и именно благодаря Тане и Саша та Эпоха никуда не ушла – она осталась с нами, и существует как бы параллельно с нынешним временем.
Дача в Болшево… Она не просто сохранена, а ещё и приумножена: рядом со старым домом, которому более ста лет, и который ухожен и простоит ещё столько же, а потом ещё и ещё, построен дом новый, но! – из окон старого дома новый дом не виден, из окон нового дома не виден дом старый, уникальный проект! Недаром дядя Элик считал, что прежде всего человек должен получить конкретное реальное образование, лучше техническое. Тонкий ценитель поэзии, переводчик с английского, уникальный педагог и талантливый организатор, Саша Маршак недаром учился по завету своего отца в строительном институте – потому что в понятие «строить» входит ещё и задача «сохранить», и то, и другое Саше в тандеме со своим ангелом-хранителем, Таней, удалось".
Вот такая удивительная семья, неординарные люди с интересными, порой трагическими судьбами. Отрадно, что род продолжается, фамилия "звучит" до сих пор и бережно из поколения в поколение передаётся наследие для потомков, для литературы, для науки и просто для истории великой страны, которая не оскудела на таланты.
Выставка продлится до конца апреля, приглашаем всех желающих!