Найти тему

Телевизор

Ностальгическое фото: телевизор и та самая - газетная программа...
Ностальгическое фото: телевизор и та самая - газетная программа...
Вечерний просмотр. Правда, фото несколько современнее описанного в рассказе. Да и в городе, скроее всего,  сделано оно. Ни кресел, ни батарей центрального отопления в деревне тогда не было. Да и одежда жителей городских. Но телевизор! Очень уж похож на нашу "Берёзку"
Вечерний просмотр. Правда, фото несколько современнее описанного в рассказе. Да и в городе, скроее всего, сделано оно. Ни кресел, ни батарей центрального отопления в деревне тогда не было. Да и одежда жителей городских. Но телевизор! Очень уж похож на нашу "Берёзку"

Телевизор был у соседей, куда Сонька и Санька и бегали его смотреть. У Порхановых собиралось множество ребятни с улицы. Садились и смотрели всё подряд. На стульях восседали взрослые, дети же устраивались на полу, кто сидя, а кто и лёжа.

Сонька была самым частым гостем в этой семье. Заходила и мялась у двери, ждала, пока её пригласят в комнату и включат телевизор. И она пропадала… Вытаскивала её от соседей бабка, которая заходила в соседский дом и спрашивала:

- Наша-то блудня у вас? Носить цельный день девку где-то. Дома не дождёшьси. Надоела вам поди уже здеся? А ну, домой!

Она указывала Соньке на дверь, и та, нехотя, брела восвояси.

Иногда в комнату, где стоял телевизор, заходил дядя Леша, хозяин дома, и говорил:

- Соня, а не пора ль тебе домой? Потеряли тебя уж поди?

- Нее, они знают, что я у вас! Сейчас - сейчас, я только досмотрю…

Но Соньку выдворяли из соседского дома, не очень-то церемонясь.

Санька смотрел только мультики да кое-какие фильмы – соседям он надоедал редко. А сестрица каждодневно изучала газетку с телевизионной программой, подчёркивала всё интересующее её – в это время и ходила к соседям.

Бедные, бедные люди! Сонька пыталась влиться в их семью. Её силком приходилось оттаскивать от этого чудо-ящика. Хотя справедливости ради надо сказать, что она и не вникала в частную жизнь чужого ей семейства – она жила в телевизионном мире, смотрела всё интересующее её и ничего вокруг не слышала.

Частенько дома упрашивала отца:

- Пап, ну давай купим телевизор. Ну давай? А ? – и умоляюще смотрела она на него.

Отец горестно вздыхал и отходил от Соньки, ничего не обещая. Покупка была пока не посильна для семьи, в которой было уже трое детей. И все продолжалось по-прежнему. Чуть отвлечётся баба Фёкла – Сонька уж у соседей.

И сколько бабушка не увещевала внучку, ничего не помогало:

- И чегой-то тебе дался ентот тялявизор? Книжки читаешь день-деньской , теперича еще и в гляделки играешь! Баловство одно! Придумают же эдакое…

Солнечный мартовский денёк. Уже пахнет весной. Небо нежно-голубое и безоблачно- чистое. А настроение от этого такое же чудесное, солнечно-радостное, как и этот день. Сонька идёт из школы, вдыхая прохладный весенний воздух. Она знает, что сегодня отец обязательно им с Санькой гостинцев каких-то привезёт – накануне он уехал в райцентр. Она гадает, что это будет – газировка, шоколадные конфеты, а может, и книжки интересные новенькие. В их деревне не продают из этого ничего! От этих мыслей становится еще веселее, и Сонька прибавляет шаг.

Возле дома стоит машина. Неужели к ним кто-то приехал? И кто же? Отец должен быть ещё только к вечеру на автобусе. Сонька бежит, торопится - любопытство вперёд её родилось.

Она вбегает в дом. На полу огромная коробка. Из кухни слышен голос бабы Фёклы, отцовский и чужой чей-то, басистый, мужской и незнакомый. Она заглядывает в кухню через щель в шторке и видит, что бабушка угощает обедом какого-то незнакомого мужчину и отца (он, видно, смог приехать раньше на машине). «Это шофёр», - догадывается Сонька. А любопытство гложет и гложет. Она ходит вокруг коробки, рассматривает значки на ней и вдруг видит надпись «Телевизор «Берёзка».

Она боится поверить своим глазам, ей хочется радостно закричать:

- Папа купил телевизор! Нам! Телевизор! Ура!

Но она молчит. А вдруг не нам! Вдруг это дяденьки шофёра.

Вскоре шофёр засобирался уходить:

- Ну, прощевай, Тимофеич. С покупкой тебя.

И началось:

- Пап, это нам телевизор?

- А когда его установят?

- А куда его поставим?

Бабка быстро усмирила ребятишек:

- А ну смолкли, огольцы! Дайте отцу отдохнуть. С дороги он, не видяти что ли?

Только на следующий день отец вырубил в лесу шест для установки антенны и заказал сварить саму антенну в сельский гараж. А телевизор вынули из коробки, и стоял он гордо на тумбочке, сверкая лаковыми боками. Сверху баба Фёкла украсила его кружевной салфеткой. А ребятишки всё ждали. Ждали долго, томительно и терпеливо.

Теперь уже скоро!

И вот наконец свершилось. Вся семья выделяла время для общения с новым членом семьи. Показывало только две программы, но и этого хватало с лихвой: каждый мог выбрать, что ему смотреть.

Неожиданно даже баба Фёкла стала ярой любительницей телепередач. Особенно ей нравилось смотреть «В мире животных». Дроздов стал лучшим её собеседником:

- Вумный-то какой дядька! Учёный. Интересно говорИть! - и она просила Соньку заранее сообщать, когда будет очередное действо.

Однажды она увидела передачу про обитателей дна морского, и Сонька хохотала, когда та сказала:

- Ой, чуды, какие водятся в ентом море. Не проснёшьси, коль таких встретишь.

- Баб, дак на земле такие не водятся вовсе. А в море надо на глубину заплыть, чтоб таких увидеть. А у нас и море далеко…

- ДалЁко, - соглашалась бабка.

Была весна, и частенько к соседним дворам привозили хлыстами брёвна на дрова. Пилили их бензопилой «Дружба». Казалось бы, какое отношение эта работа имела к телевизору? Ан, нет! Имела! Начинались помехи: телеэкран мигал, звук сипел, изображение дёргалось. Помехи возникали, даже если пилили на соседней улице. И всё это, как назло, происходило в самый неподходящий момент – по телевизору шло самое интересное. Сонька бегала на улицу смотреть, когда работа закончится. Она не решалась спросить у работников, надолго ли это – могли и обругать. Девчонка умоляюще смотрела на работающих и, поникшая, уходила в дом. Бабка же, когда помехи не давали смотреть любимую передачу, выглядывая в окно, приговаривала:

- Ну, завелися! Теперича надолго! Ничаво святого нет у людей!

Самыми несчастными днями для Соньки стали субботы. И кто придумал учиться в этот день? В школу приходилось идти с утра, когда по телевизору начиналось самое интересное - «Будильник» и «АБВГДЕЙка». И девчонка придумала гениальное решение. В одну из суббот она прикинулась, что у неё болит живот – осталась дома, в другую нагрела градусник возле печки - бабка на занятия не пустила, решив, что Сонька простыла. А та стойко терпела, когда её заставляли пить молоко с медом, мазали горло какой-то жутко вонючей гадостью, зато она была рядом со своими любимыми передачами. Так продолжалось две недели. Причём, последняя выходка стоила ей недельных внеплановых каникул. Она была счастлива!

Неладное заподозрила мама. Она удивилась, почему же Соньке становится лучше, как только наступает вечер. Должно ж быть наоборот! Дочь бегала по дому, играла с Санькой и Андрюшкой и недомогания не чувствовала совсем. Ну не чудо ли? А утром же Сонька активно болела: температурила, у неё начинала болеть голова, девчонка натужно кашляла. И вот однажды утром мама вошла в комнату и увидела, как её недужная девочка прижимает к жаркой печи градусник. Тут уж этой болезной влетело знатно!

- Это ж надо! Как она нас обманывала! А я-то думала любит она учиться. Никакого телевизора с сегодняшнего дня. Быстро собирайся в школу!

И Сонька, чувствуя свою вину, поплелась в школу. А «Будильник» и АБВГДЕЙка» с Ириской, Клёпой и Лёвушкиным остались дома.

Фото носят исключительно иллюстрационный характер.

Подписывайтесь на мой канал по ссылке:

Светлана Крупская. История и не только...

На канале, в подборке "Неслухи", можно прочитать предыдущие рассказы о брате и сестре, Соньке и Саньке:

https://dzen.ru/suite/40ed1067-bda7-444d-a199-7ae0e952177

Подписывайтесь, читайте и комментируйте! Это поможет развитию канала. Добро пожаловать!

Копирование текста и его фрагментов без разрешения автора запрещено.