Найти тему
Ненастоящий Миллионер

Нефтегазовые перспективы нашего бюджета

«За морем телушка – полушка. Да дорог перевоз»

(с) Народная мудрость

Вот уже третий месяц мы живем в 2023 году. Не самом простом году для нашей российской экономики.

Год начался с двух рекордно дефицитных для бюджета месяцев – 1,8 триллиона рублей составил дефицит в январе и еще 0,8 триллиона рублей – в феврале. Итого – 2,6 триллиона дефицита за два месяца. И это при заложенном в бюджет дефиците в 2,9 триллиона на весь год.

Давайте разбираться насколько все плохо и каковы перспективы на год.

-2

Для начала давайте поймем, откуда берутся такие тревожные цифры в январе-феврале? Цифры получаются из высоких затрат и низких доходов. Вот такого вот их неприятного сочетания. Затраты возникают во многом из авансирования расходов бюджета в начале года, так что экстраполировать январские и даже февральские (в два раза ниже) цифры затрат бюджета на все месяцы текущего года не стоит. Это один позитивный момент.

Второй позитивный момент – цены на углеводороды. В январе и феврале они были на достаточно низком уровне (газ, например, стоил менее 500 долларов за 1000 кубометров – что в семь раз ниже сентябрьского максимума). Очень многие эксперты по товарным рынкам говорят, что цены на углеводороды пойдут выше текущих позиций в течение года.

Есть ли у нас основания доверять таким экспертам? Определенно, есть.

Мы видим, что Китай вышел из локдауна и его экономика начинает набирать обороты. Также мы видим, что политика продажи нефти из американских государственных резервов постепенно подходит к своему логическому концу – собственно, вместе и с самими резервами. Так что и этот негативный для цен на нефть фактор может быть постепенно исключен.

-3

К санкционному давлению Россия постепенно адаптируется – во многом благодаря пресловутому «теневому танкерному флоту», в который по достаточно распространенному сейчас в СМИ консенсусу входит порядка 600 судов. Более того, имеются сведения, что вопреки введенному странами Запада «потолку цен» на нефть Россия уже успешно продавала часть своей нефти выше данного потолка третьим странам. Что вселяет надежды на такого рода бизнес и в будущем.

По крайней мере, если судить по налогообложению российских нефтяников – власти исходят из того, что дисконт при продаже российских сортов нефти будет на рынке со временем все меньшим и меньшим.

При этом читатели возможно помнят (в недавней статье я публиковал эти цифры), что по мнению руководства ОПЕК (несмотря на всю зеленую повестку) и в этом году и в ближайшие годы в мире ожидается только рост потребления нефти и газа.

А все это наслаивается на многолетнюю недофинансированность нефтегазовой отрасли (особенно – разведки и бурения) в силу все той же зеленой повестки.

-4

И что мы имеем по нефти в итоге:

- рост потребления во всем мире

- недофинансированность разведки и бурения новых месторождений

- сворачивание программы распродажи нефти из стратегических запасов США

- отсутствие обещаний ОПЕК об увеличении добычи

Думаю, что картина выглядит вполне в пользу некоторого роста цен на нефть в перспективе ближайшего года.

Другой вопрос – спасет ли этот рост цен на нефть российский бюджет? Сможет ли Правительство удержать его хотя бы в рамках запланированного дефицита?

Пока что – по двум месяцам – судить трудно, но я бы аккуратно предположил, что удержаться в рамках бюджета вряд ли получиться и вот почему – несмотря на весь оптимизм по доходной части и несмотря на то, что расходы не должны быть такими высокими все 12 месяцев подряд я бы напомнил, что «чемпионским» по расходам в году всегда у российского бюджета является все-таки конец года. Именно в декабре любят «осваивать» остатки лимитов по всем бюджетным строкам и потому традиционно в декабре тратят порядка 20% от годового бюджета.

Исходя из этого, а также понимая, что с точки зрения доходов бюджет верстали, закладывая туда нефть по 70 долларов за баррель (то есть весь оптимизм по ценам туда уже практически заложен) можно предположить, что Правительство выйдет за рамки дефицита бюджета.

Это означает, скорее всего, как новые заимствования на внутреннем рынке, так и новые «креативные» способы изыскания денег (подобные «спецналогам на сверхдоходы», которые мы уже видим на повестке дня).

Исходя из вышеизложенного, какие для себя выводы может сделать инвестор (если он, конечно, с вышеизложенным согласен)?

-5

Надо признать, что есть скорее всего определенный апсайд в российском нефтяном секторе, который сейчас недооценен достаточно сильно. И цены на нефть, вполне вероятно, будут расти и санкционное давление может быть преодолимо. Однако с учетом «потолка» цен и его постоянных изменений – вложения в акции российских нефтяников остаются вложениями для самых смелых. На мой взгляд.

С точки зрения вложений в ОФЗ – есть реальная перспектива увеличения процентной ставки. Тут я (по-прежнему) остаюсь на стороне российского Центробанка. Логика такая – Правительство не впишется в бюджет, Правительство пойдет на рынок занимать деньги, Правительство вынужденно будет заинтересовать инвесторов большими купонными ставками.

-6

(Вполне возможно, конечно, и обратное – Правительство сначала «продавит» Центробанк опустить ключевую ставку, а только потом пойдет на рынок занимать деньги у населения. Вот только вопрос – кто будет покупать эти облигации? Но, поживем - увидим.)

Итого. Верю в рост цены на нефть. Но не верю, что даже при этом наш бюджет впишется в плановые показатели. Поэтому для смелых открываются возможности по покупке российских нефтяников, для осторожных – по покупке ОФЗ в нужное время, а я по-прежнему буду делать ставку на любимый Сбер )) Что ж, у каждого свой способ стать настоящим миллионером ))