Русский балет стал в своё время настоящим феноменом мировой культуры и запустил тогда моду на все русское. Но ведь все с чего-то начиналось. Сейчас окунёмся во время, когда русский балет только переходил от эпизодических представлений к созданию собственных трупп и постановке регулярных спектаклей. Это был конец 18 века. И в России появился первый балетмейстер, Иван Вальберх.
Несмотря на иностранную фамилию (семья была шведского происхождения) Вальберх родился в Москве в семье театрального портного, а образование получил в Петербургской театральной школе. В 1786 году Вальберх стал членом придворной балетной труппы, а через год женился на своей коллеге Софье Ленц.
Исполняя нередко главные партии в известных постановках, Вальберх набирался опыта и уже в 1794 году решил попробовать себя в роли преподавателя. Он стал первым русским балетмейстером, поставив балет «Счастливое раскаяние». В дальнейшем под его руководством было поставлено 40 новых балетов и возобновлено 10 старых. Он первым в России попытался создать балет «Новый Вертер» на современную ему тему, который должен был исполняться в современных костюмах. Также Вальберх первым создал балет «Ромео и Юлия» на сюжет шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Основы русского балетного искусства были выработаны с содействием Вальберха. Также он занимался обновлением московского балета, способствовал переводу петербургских артистов в Москву.
Вальберх был ярким представителем направления сентиментализма. Он отражал в своих произведениях события, максимально приближенные к действительности, к быту. Свои балетные спектакли он называет «нравственными». Он выстаивал логическое развитие сюжета, старался пробудить у зрителя высокие чувства и этим влиять на общество, исправить его нравы. В самих названиях его постановок было морализирующее начало, просматривался смысл сюжета: «Наказанное вероломство», «Бланка, или Брак отмщения», «Клара, или Обращение к добродетели». Музыка в балете для Вальберха была не просто сопровождением действа на сцене. Он придавал ей огромнейшее значение, и она являлась частью драматургической линии балетного спектакля.
В 1801 году Вальберха отправили во Францию для усовершенствования таланта. Это означало отстранение от руководства, хотя задача и была для Вальберха почетной. Вероятно, это связано с тем, что в Россию тогда приехал Шарль Луи Дидло, взявший на себя работу над балетными постановками. Вернувшись в Петербург, Вальберх был разочарован – дворянство снова было увлечено французским танцем, снова приклонялось всему иностранному, игнорировало все русское. Но его последующие постановки уступали Дидловским. В 1807 году в Москве открывается императорский театр и Вальберх переезжает и забирает с собой лучших учеников. В Москве он преподает и создает новые балеты.
Он работал до самой смерти. Скончался в 1819 году и был похоронен на Смоленском православном кладбище.