Найти в Дзене

Граф Ростопчин: анекдот с орденом Св. Анны, Сила Богатырев и пожар Москвы

В марте 1763 родился граф Федор Васильевич Ростопчин, Московский главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года.

До этого он занимал много разных постов и поприщ, в частности, при Павле I почти два года возглавлял Коллегию иностранных дел. Хотя и был совсем незнатного происхождения – сын помещика Орловской губернии, отставного майора.

Николай Иванович Тончи. Портрет графа Фёдора Васильевича Ростопчина. 1800 г. Государственный  Русский музей.
Николай Иванович Тончи. Портрет графа Фёдора Васильевича Ростопчина. 1800 г. Государственный Русский музей.

Ростопчин вообще долгое время пользовался большим фавором у Павла. А все началось еще в молодости. Уже тогда он проявлял чудеса ловкости и изобретательности. В этой связи вспоминается анекдот об ордене Святой Анны 4-й степени. Отец Павла Петровича, гроссмейстер голштинского ордена Святой Анны, во время царствования укоренил эту награду в России. Но Петр III правил всего полгода и законодательно не оформил орден российским - он оставался как бы личной собственностью императора.

А по-настоящему русским орден Святой Анны стал в 1797 году после указа императора Павла в введении его в Капитул российских орденов. Павел вообще трепетно относился к ордену Анны. Во-первых, потому что орден был связан с его отцом, Петром III, память о котором сын в свое царствование культивировал. А, во-вторых, а, может быть, и во-первых – имя Анны носила красавица Анна Петровна Лопухина, в которую Павел был без памяти влюблен и которая вскоре стала его фавориткой.

Однажды романтичный Павел Петрович, тогда еще цесаревич, изготовил маленькие ордена Анны, которые надо было привинчивать к эфесам шпаг с внутренней стороны – дабы не вызвать гнева матушки Екатерины. Наследник наградил этими знаками своих ближайших придворных — Свечина и Ростопчина. Те, конечно, поблагодарили Павла, но крепко задумались. Страшно было. Свечин все-таки привинтил знак к эфесу, но постоянно прикрывал его рукой или перчаткой. А хитрый Ростопчин бросился к своей тетке Протасовой, доверенной фрейлине императрицы. Та рассказала об этой истории Екатерине. Императрица сказала, смеясь: «Ах он, горе-богатырь! Мог бы и лучше чего придумать! Скажи своему Ростопчину, чтобы носил свой орден и не боялся, а я этого не буду замечать».

Ростопчин вернулся к Павлу со знаком ордена, который открыто привинтил на внешней стороне эфеса.

Павел испугался: «Мать увидит! Ты себя погубишь!»

На что Ростопчин смиренно ответил, что готов погубить себя ради цесаревича, чем растрогал Павла до слез...

Взято у holiday-trips.ru.
Взято у holiday-trips.ru.

А еще Ростопчин прославился как литератор. Он писал хлесткие памфлеты, которые имели большую популярность. В частности, во время первых войн с Наполеоном он выпустил «Мысли вслух на Красном крыльце», в которой резко высмеивал галломанию русских дворян. Это – размышления старого дворянина Силы Андреевича Богатырёва, изобилующие всевозможными остроумными замечаниями. Например: «во французской всякой голове ветряная мельница, госпиталь и сумасшедший дом»... «Прости Господи! уж ли Бог Русь на то создал, чтоб она кормила, поила и богатила всю дрянь заморскую, а ей, кормилице, и спасибо никто не скажет? Ее же бранят все не на живот, а на смерть. Приедет француз с виселицы, все его наперехват, а он еще ломается, говорит: либо принц, либо богач, за верность и веру пострадал; а он, собака, холоп, либо купчишка, либо подьячий, либо поп-расстрига от страха убежал из своей земли. Поманерится недели две да и пустится либо в торг, либо в воспитание, а иной и грамоте-то плохо знает»...

В те времена ростопчинское едкое высмеивание французомании было понятно и поддерживалось во всех слоях общества.

Характерный анекдот о том времени. Ростопчин сидел в одном из парижских театров во время дебюта плохого актера. Публика страшно ему шикала, один Ростопчин аплодировал.

— Что это значит? — спросили его, — зачем вы аплодируете?

— Боюсь,— отвечал Ростопчин, — что как сгонят его со сцены, то он отправится к нам в учители.

Но известен Ростопчин прежде всего тем, что был главным начальником Москвы в 1812 году. И еще известен тем, что якобы во время вступления Наполеона отдал приказ поджечь древнюю столицу. Ростопчин потом всю оставшуюся жизнь оправдывался, написал даже сочинение «Правда о Московском пожаре».

На Западе, конечно, ни на йоту не сомневаются, что это русские «варвары» подпалили свою столицу. А кто же еще?! «Великий» Наполеон никак не мог!..

Хотя, не вдаваясь ни в какие подробности, ни слушая ничьих авторитетных мнений, истина понятна и очевидна: оставленный без присмотра бежавших москвичей огромный город, большей частью деревянный, не мог не загореться. Москва и от копеечной свечки сгорала! А тут: пустой город, в который вошли разношерстные толпы вояк, сброд, согнанный Наполеоном со всей Европы. Так что в любом случае пожар Москвы – это прямое следствие наполеоновского вторжения.

Интересно, а что было бы, если бы во время взятия русскими войсками Парижа в 1814 году произошло то же самое, что с Москвой в 12-м? Ничего бы сильно не поменялось: просто патентованные европейские историки писали бы о том, что русские сожгли не одну, а две столицы. И долго бы потом рассуждали о русском варварстве…

Ростопчина еще обвиняли в том, что он бросил на растерзание толпе купеческого сына Верещагина, арестованного за распространение наполеоновских прокламаций. Это случилось накануне оставления Москвы. И, собственно, Ростопчину лишь вменялось в вину то, что он привлек к расправе над предателем народ.

Граф успел застать декабрьские события 1825 года на Сенатской площади, и саркастично заметил: в Европе обычно сапожники делают революции, потому что хотят сделаться господами. А у нас господа захотели сделаться сапожниками…