Ночью 26.04.1986 г. в одну из пожарных частей Припяти поступил тревожный сигнал. На четвертом блоке ЧАЭС произошел мощный взрыв, в результате которого вспыхнул крупный пожар. В тот год произошла страшнейшая катастрофа, о которой мир не может забыть до сих пор.
Авария на Чернобыльской АЭС повлекла за собой выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Количество пострадавших исчислялось десятками тысяч и до сих пор отдается трагическим эхом для семей, члены которых получили дозу радиационного облучения.
На скамью подсудимых за последствия серьезной катастрофы сели несколько человек. Среди них был и директор станции – В. П. Брюханов. Суд приговорил его к десяти годам тюремного заключения. Будучи в эпицентре событий, он тоже получил определенную дозу радиации. Но, несмотря на это, он смог выжить и дожить до 85 лет.
В. П. Брюханов занял директорскую должность в 1970 г., проделав перед этим большой путь, поднявшись с самых «низов». Хотя стоит отметить, что фактически директором он стал на год ранее, когда станцию еще только планировали строить.
После окончания Ташкентского политеха, где он учился на факультете энергетики, Виктора Брюханова направили работать на Ангренскую ТЭС. Там он вначале трудился простым дежурным, чуть позже занял должность машиниста и в итоге стал начальником турбинного цеха.
Виктор Петрович на тот момент считался молодым и очень перспективным руководителем, поэтому в 1968 г. он получает приглашение переехать в Донецкую область, чтобы работать на Славянской ГРЭС. В 1970 г. он занимает почетную должность зам. гл. инженера.
В середине шестидесятых советские ученые усиленно занимаются изучением «мирного атома» и возлагают на него большие надежды. Активно разрабатываются планы по вводу в эксплуатацию новых атомных электростанций, среди которых и была Чернобыльская станция. Назначение на должность директора предприятия, которое, по сути, еще даже не начинали возводить, Брюханов расценил как высочайшее доверие и хорошие перспективы на будущее. При этом мало кто задумывался над тем фактом, что Виктор Петрович никогда не имел дела с атомной энергетикой. Отличный руководитель и к тому же хороший хозяйственник – кто еще, кроме него, сможет справиться?
И у него это действительно получилось. Он самолично контролировал строительство АЭС и города Припять для работников, которые будут трудиться на новой станции. Все шло по четко намеченному плану. Станция была запущена, для персонала – созданы все условия для спокойной жизни и плодотворной работы. За годы руководства с 1970 по 1986 Виктор Брюханов получил несколько государственных наград, избирался депутатом городского совета, заслужил уважение среди коллег и простых рабочих.
Авария, произошедшая апрельской ночью 1986 г., разделила жизнь директора ЧАЭС на «до» и «после». Брюханова снимают с руководящей должности, однако он остается работать на станции в производственно-техническом отделе и принимает активное участие в ликвидации последствий катастрофы.
7 июля 1987 г. бывший директор оказывается на скамье подсудимых в Чернобыльском суде. Вместе с ним под суд попали его подчиненные, которые, по выводу следственных органов, были причастны к случившейся аварии. Предполагаемым виновникам было предъявлено обвинение по статьям 220 п.2 УК, 165 и 167. Вина Виктора Петровича не подпадала ни под какие сомнения, ведь именно он был директором предприятия, на котором произошла авария.
Но самое интересное, что даже сегодня не утихают споры о том, какова же истинная причина, которая спровоцировала одну из страшнейших за всю историю СССР катастроф. Эксперты в ходе исследований сошлись в одном мнении: на возникновение аварии повлияли два основополагающих фактора. Первый – серьезные нарушения в действиях работников станции. Второй – конструкционные особенности РБМК.
В ночь, когда произошел взрыв, на предприятии под руководством начальника смены Дятлова проводились испытания турбинных генераторов с применением режима «выбега». В ходе судебных слушаний Дятлов стоял на своем: авария произошла из-за конструкционных огрехов реактора, о которых рабочие смены не могли знать. Однако эксперты, в свою очередь, утверждают, что самостоятельно это никак не могло спровоцировать взрыв, если бы не определенные действия рабочих.
Виктор Петрович не пытался оправдывать себя, хотя в момент аварии находился у себя дома, а значит не участвовал в проведении испытаний. При этом он прекрасно понимал, что именно директор должен отвечать за все действия своих подчиненных. Все осужденные получили по десять лет заключения. Первое время бывший директор отбывал срок в одной из Луганских колоний. Когда его привезли на спецмашине, вся зона вышла посмотреть на главного виновника случившейся аварии. О его «славе» уже знали все. Смотрели как на экзотического зверька в зоопарке.
По словам самого Виктора Петровича, соседи по камере по-разному к нему относились, но чаще всего безразлично. Некоторые даже показывали свое восхищение и некоторую зависть, считая его почти «политическим». За время заключения Брюханов изучил английский язык и перечитал множество произведений знаменитых классиков русской литературы. Работал по специальности в котельной.
Виктор Петрович в 1991 г. был досрочно освобожден и практически сразу поступил на работу, заняв место начальника технического отдела на Чернобыльской АЭС.
Несмотря на то, что на суде бывший директор никак себя не защищал и не доказывал свою невиновность, после освобождения он категорично отказывался от причастности к трагедии. В многочисленных интервью он подчеркивал, что не участвовал в испытаниях и даже не знал о том, что они проводятся.
Здоровье В. П. Брюханова тоже серьезно пострадало от радиационного воздействия, однако ему удалось дожить до 85 лет. Не стало бывшего директора 13 октября 2021 года.