Для меня это соло-/лидер-гитарист номер один. Это участник лучшего для меня в истории музыки авторского тандема-дуэта, и вместе со второй его "половиной" Роджером Уотерсом они входят у меня в топ-5 самых значимых личностей в истории музыкального искусства. Один из лучших в истории мелодистов и аранжировщиков. Ну и вообще - член группы №1 для меня на все времена.
Быть может, это была редкость - сугубо авторский тандем с Уотерсом. По большей части в Pink Floyd их авторское/композиторское/аранжировочное сотрудничество воспринималось мной всегда в общих чертах, в рамках альбомов. До самого упора, когда Уотерс уверенно отодвигал всех участников группы на задний план, Гилмор уверенно "держался" за своё место и был на нём незаменим - как композитор и аранжировщик. Ибо даже на моём любимом альбоме The Wall, где Гилмор как автор музыки остался лишь в паре-тройке песен, его роль аранжировщика явилась второй чёткой "половиной" успеха пластинки - после первой в лице концепции, текстов и основных композиционных идей Роджера Уотерса.
Раз уж упомянул The Wall, то сразу уж в лоб назову третье место среди моих любимейших песен - Comfortably Numb. Какую же другую композицию, кроме как не её, можно назвать эталоном слаженной работы идеального авторского тандема - Уотерс/Гилмор. Последний, безусловно, внёс здесь решающую роль в музыке, мелодии, аранжировке и... величайшего соло на гитаре!
Если же обращаться к самому приходу Дэвида в группу, то попробую немного по хронологии пойти и отметить самые яркие моменты его участия в ПФ для меня, где, моё мнение, он сыграл решающую роль, раскрылся по максимуму и подтвердил для меня статус кумира.
Вообще если начать с самого его незаметного появления, то голос и его гитара очень плавно перетекли от подражания барретовским в исполнении живьём композиций последнего к мощной новой фишке в момент самых масштабных экспериментов группы: Гилмор ещё не влезал в авторство песен, но его мощные вокальные данные и развивающуюся индивидуальную гитарную технику стали сходу использовать по максимуму. Взять такие вещи, как Let There Be More Light и Point Me at the Sky - лично для себя я их на раннем этапе выделяю очень сильно над другими песнями и вижу, что уже сходу ещё только возникающий тандем Уотерса и Гилмора начал давать ростки той мощи, которая наступит в 70-х.
Выборочно перемещусь к одной из самых неординарных вещей PF - металлической песне The Nile Song с альбома-саундтрэка к фильму "More" 69 года. Будучи авторства Уотерса, композиция полностью была в "оболочке Гилмора", его гитарно-вокальной аранжировке и вышла одной из самых яростных и ярких композиций группы за всю историю. Именно Гилмор сделал её чуть ли не одной из первых в истории "металлических" песен. Да-да, не хард-рок даже, а именно металлических, умудрившись добиться такого эффекта на ещё смешном дисторшне тех времён. В то время как подобного рода тяжести в 60-х годах можно пересчитать по пальцам (включая даже не все песни Led Zeppelin!).
"Переходные" от экспериментов к монументализму альбомы Atom Heart Mother 1970 г. и Meddle 1971 г. дали чётко понять (особенно в главных опусах с альбомов - заглавной Atom... и Echoes), как Гилмор стал переходить от старой малость архаичной манеры игры к новой, более прогрессивной, которая станет его истинной фишкой. В частности, конечно же, это касается его перехода к новым гитарным эффектам/дисторшнам/фуззам, появлению его фирменного тянущегося пронзительного "визга" на одной-двух нотах в своих соло. В частности песня One Of These Days - кажется, первая такая, где такой эффект можно услышать.
Ну а полноценно такой саунд Гилмор внедрит уже, само собой, на Dark Side... А дальше уже - история. Расписывать уже 20 раз перемусоленные вещи я не буду, а отмечу свои лично любимые темы с самым ярким участием Гилмора:
Time
Как часто прикалываются над Гилмором, в этой песне сформировалась известная формула, про которую говорится, что Дэвид строит свои соло всего на 2-4 нотах. И ведь правда же!
Shine On You Crazy Diamond
Соло на 4 нотах в этой песне тоже подтверждает это!
Wish You Were Here
Очередное подтверждение величия редкого сугубо двойного авторского тандема Уотерс/Гилмор: дёргающий за душу текст, общая шедевральность мелодии и гениальная простота акустической аранжировки.
Dogs
К сожалению, это грандиозный финал величия тандема Уотерс/Гилмор. Я бы назвал эту песню кульминационной классических Pink Floyd ещё как слаженного коллектива, где отличились все. Правда, Ричард Райт уже не как автор, а как просто аранжировщик. Но гитарная работа Гилмора - одна из лучших в его карьере.
Comfortably Numb
Об этой песне я написал выше, лишь добавлю, что если Dogs - это кульминация работы всей четвёрки при главенствующей роли Уотерса и Гилмора, то эта песня - уже по факту работа только двух последних.
One Slip и On The Turning Away
"Выплыл" Гилмор вновь со своей мощью мелодиста и аранжировщика уже только после расставания с Уотерсом... Но уже без монументализма, за который отвечал Роджер... Я с альбома 87 года выделяю эти две темы как наиболее яркие в плане "фирменного звучания" и фишек Гилмора.
High Hopes
Лебединая песня, кульминация и грандиозный финал творчества Pinl Floyd. Можно таким назвать и весь альбом The Division Bell, но эту песню - в первую очередь. И заслуга её такой финальной трагичности и мощи - полная заслуга Гилмора. В рамках сольного творчества Дэвид так и не смог подобные вещи создать. В любом случае Райт и Мэйсон рядом с ним всё же были и оставались тем самым Pink Floyd. Пусть потом ещё и вышел альбом The Endless River, но его я воспринимаю как "послесловие". Кульминация и финал - это High Hopes. Тут всё мастерство и вся гениальность Гилмора до самых последних звуков песни.
Сольное творчество Дэвида освящать не буду. Не скажу, что от его сольных альбомов я в большом восторге, несмотря на моё уважение к нему. Для меня Гилмор навсегда останется частью Pink Floyd. Мне очень горько, что он сольный так и не добрался с концертами до нас даже в мирное время.... Редкий мой кумир, кого я так и не увидел живьём... И не увижу... В любом случае своими сольными турами и альбомами в 2000-х и 2010-х годах Гилмор показал эталонный пример, как достойно "снижать обороты", уходя в преклонный возраст, и как при этом продолжать держать марку гения и великого музыканта и артиста до самого конца.
Конечно, Гилмор и сейчас вновь как бы в Pink Floyd, и они вновь стали как бы работать, подогретые известными мировыми событиями. Но я их комментировать не хочу... Как всегда, политики я не касаюсь. А Дэвид Гилмор остаётся моим музыкальным кумиром вне зависимости от чего-либо.
Другие статьи про Pink Floyd и участников группы:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.