Праздник 8 марта — один из элементов наследия советского проекта: однако, как и по поводу других многочисленных элементов этого наследия, у большинства людей существует ощущение, что «так было всегда». Ну, скажем, живёт человек в приватизированной его родителями квартире, в своё время бесплатно полученной ими при Брежневе, Хрущёве, а иногда даже Сталине, и думает, что это — нормально. И не надо ипотеку брать.
И это, кстати, действительно нормально, когда не надо ипотеку брать… Но сегодня не об этом.
Учреждённый советской властью Международный женский день 8 марта, который в рамках тогдашней идеологии символизировал собою полную и окончательную победу эмансипации, в нашем обществе прижился мгновенно и хорошо, как мичуринский грушевый побег на яблоне. Про эмансипацию напомню, а то вдруг в условиях феминизма кто забыл... Был такой идеологический тренд, такое общественное движение, возникшее примерно в середине XIX века: движение за уравнивание женщин в политических и экономических правах с человеком. Не с мужчиной, повторяю, а с человеком: именно так это тогда понималось; собственно, слово «эмансипация» и переводится буквально как «очеловечивание». Ну, вот есть общечеловеческое право голосовать на выборах, владеть собственностью, занимать общественные, в том числе руководящие, должности: и с некоторого времени общество пришло к пониманию необходимости распространить эти права и не женщин тоже. И распространили.
А поскольку Союз ССР считал себя государством, следующим в авангарде всех мировых прогрессивных трендов, то вот он этим праздником — «Международным женским днём 8 марта» — и закрепил полное и окончательное очеловечивание всех граждан, проживающих на его территории.
Иными словами, в своём изначальном значении праздник 8 марта олицетворял Великую Победу Равенства: отныне женщины — они такие же, как и мужчины (ну, по крайней мере, с юридической точки зрения).
Однако, как это часто случается со смыслами, в процессе своего существования и развития смысл иногда существенно меняется.
Иногда меняется на прямо противоположный…
Уже 7 марта каждого года миллионы озабоченных и суетливых мужчин начинают лихорадочно перемещаться по самым замысловатым траекториям между ювелирными, обувными, цветочными, а иногда просто кондитерскими и винными магазинами. Не спрашивайте мужчину, куда он так целеустремлённо, сосредоточив ясный взгляд, бежит 7 марта: он бежит в магазин. В эти часы он подобен гладиатору Гая Юлия Цезаря, перед которым стоит чёткая и не имеющая альтернатив задача в сражении при Зеле. Veni, Vidi, Vici: придти, увидеть, победить, то есть прорваться, выстоять, и купить, преодолевая многочисленные преграды, вроде пятикратно задирающих раз в году цены цветочников, и автомобильные пробки.
Некоторые, по слухам, даже стихи учат, чтобы именно 8 марта их произнести. Что, кстати, уже само по себе является подтверждением общественной важности и значимости праздника: если хоть что-то способно заставить современного взрослого человека хотя бы раз в год прочитать и выучить стишок, то оно по умолчанию уже должно приветствоваться.
Говорят, что даже глава государства в этом году будет российских женщин стихами поздравлять.
Конечно, 7 марта у взмыленного и суетящегося мужчины иногда и промелькнёт шальная мысль, являющаяся чем-то средним между «Что вообще происходит?..» и «Кому всё это надо?..», однако она мгновенно вытесняется в подсознание, где и остаётся мирно упокоенной, вперемешку с предыдущими незакрытыми с детства гештальтами. В его понимании, завтра наступит тот самый день, когда он должен будет сообщить своей женщине, что именно она — самая лучшая, особенная, единственная, и неповторимая. А если женщин у него несколько — ну там, кроме жены, ещё мама, бабушка, дочь, внучка, любовница, дочь и внучка любовницы, — то произнести этот текст в адрес каждой из них: что, разумеется, потребует от него уже недюжинных эмоциональных способностей.
Несколько успокаивает его тот факт, что 23 февраля уже было, и он уже в свой адрес нечто похожее услышал, одновременно с получением лосьона для бритья.
Иными словами, празднование 8 марта из Международного дня Равенства каким-то коварным образом умудрилось за сто лет эволюционировать в день Неповторимости и Исключительности. По замыслу Клары Цеткин и Розы Люксембург, вероятно, в этот день именно женщины должны были дарить мужчинам подарки: в знак того, что они отныне могут позволить себе делать всё то же самое, что раньше делали только мужчины, и что деньги теперь у них на это всё тоже есть. Так что ныне происходящее, вполне возможно, вызвало бы у этих двух советских émancipée суеверный ужас: они бы решили, что сто лет спустя потомки снова запретили женщинам распоряжаться деньгами и посещать общественные места без сопровождения мужчин.
Ну ладно, скажете вы, чего тебе, психолог, жалко, что ли?..
Ну, пусть себе мужчины покупают подарки, учат стихи, и ежегодно вздрагивают, увидев, что на календаре опять 7 марта: Великое Накануне...
Мне не жалко.
Повторяю: за сам по себе факт обращения раз в год к поэзии уже многое можно простить, а уж тем более не может не радовать желание мужчины произнести в адрес близкой женщины нужные и важные ей слова, или порадовать приятной мелочью, вроде нового автомобиля или поездки на пару недель на Бали.
Я жалею о другом.
О том, что всё это происходит только раз в году.
Как по мне, то любящий своих женщин, и вообще любящий жизнь мужчина (интересно, это совпадение, что оба слова начинаются на букву «Ж»?) женский день должен отмечать и праздновать если не 365 дней в году, то по крайней мере, во всякий день, когда для этого предоставляется хоть малейший повод. А если этого повода вдруг не предоставляется, то мужчина может всё равно его предоставить. Помните замечательного барона Мюнхгаузена из советского фильма, который решил подарить родному городу 32-е мая?.. Ну так почему же, в таком случае, мужчина не способен поколдовать над календарём таким образом, чтобы 8-е марта выпадало вообще на каждый день в году?..
Не седьмое марта, повторяю, — я понимаю, как мужикам трудно и тяжело в этот день, — а восьмое. Тот же горинский Мюнхгаузен сказал же своей женщине, что подвенечное платье она будет надевать не раз в жизни, как все прочие, а каждый день: и что они каждый день будут венчаться?.. Ну, а в чём тогда проблема сделать жизнь своих женщин одним сплошными праздником Неповторимости и Исключительности, не выделяя для этого какую-то специальную календарную дату?..
Стихов не хватит? Или денег?..
А вы посмотрите повнимательнее на своих женщин.
Может, они и не стихов ждут? И даже не денег?.. И даже не голландских цветов, сошедших с ума в морозильнике во время недельного морского путешествия?..
Может быть, они ждут именно ощущения себя женщиной: ощущения, для которого современный мир, с его воинствующим феминизмом, оставляет всё меньше места, и для которого уже многим приходится ждать одного-единственного весеннего дня в году?.. Дня, когда позволить себе быть слабой, нежной, зависимой, радующейся мужской улыбке и обращённым к тебе словам, — вот всё это можно позволить себе, так сказать, официально… Ибо — дата.
А во все прочие календарные дни всего этого позволить себе нельзя, потому что эмансипация уже победила, а феминизм — он вот-вот победит. И тогда этот праздник «8 марта» навсегда останется лишь своеобразным реликтовым ритуалом: чем-то вроде маскарада, на котором бывшая женщина раз в году косплеит слабое, нежное, и зависимое существо, и смахивает с длинных ресниц влажную слезу, обнимая протянутый ей букет, или просто потому, что её взяли на руки… А мужчина, соответственно, раз в году косплеит сильного, уверенного, и доброго самца, способного и за руку взять, и на руки, и которому именно по этой причине никогда не приходиться поднимать руку…
Я вот в такой сценарий как-то не верю. И не хочу его. Я хочу, чтобы девочки и мальчики продолжали оставаться очень разными, чего бы там ни думали по этому поводу современные Клары Цеткин. И чтобы женщине не нужно было ждать специального календарного дня, в который можно признать себя женщиной, и того же самого признания дождаться от своего мужчины. Пусть он, так сказать, продолжается круглый год — это ваш (и наш тоже) женский день. Это, конечно, потребует и от нас, и от вас некоторых взаимных усилий, понимания, терпения, и любви…
А может, и не потребует усилий.
Это ведь так естественно: чувствовать себя женщиной. И быть мужчиной — тоже естественно.
И быть человеком.
С вечным праздником жизни всех нас!
Автор: Олег Герт
Психолог, Скайп-консультации
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru