Сегодня на нашем канале знакомство с творчеством очень самобытного и жизнеутверждающего художника Вагана Еревандовича Сакияна, сумевшего довольно своеобразно и органично объединить в своих работах традиции армянской и русской культур.
(Примечание автора. Должен сразу предупредить алгоритмы Дзен и их кураторов, что представленные здесь работы прошли проверку на выставке в музее Музее русского лубка и наивного искусства в Москве. То есть: «Без возрастных ограничений». Как говорится, «Одобрено Минпросвещением»).
Художник родился в армянском селе Лчашен, расположенного на берегу красивейшего озера Севан с видом на легендарную гору Арарат. Там же прошло и его детство. А в 17-летнем возрасте («прибавив» себе год для военкомата) ушел на фронт, где был и сапёром и понтонёром и артиллеристом. После войны продолжил службу в Подмосковье, где демобилизовался лишь в 1950 году и оставшуюся жизнь провел, работая водителем, завел семью и жил вначале в Подмосковье, а далее в Москве (Кунцево). Ну а когда достиг пенсионного возраста, то смог полностью отдаться творческому процессу.
Неплохо рисовал (но это были лишь плакаты на службе по поводу разных праздников), а по-настоящему за кисть и краски, подаренные ему близкими, взялся лишь в зрелом возрасте, в конечном итоге, став художником-самоучкой. И здесь пора поговорить о влиянии муз.
Должен отметить, что познакомившись с биографией Вагана Сакияна, я сделал вывод, что на художника (на разных стадиях его творческой биографии (и в подъемы и в спады) весьма позитивно влияли сразу четыре (!) музы: его жена Римма Малышева, две дочери (Наталия и Надежда) и, поддержавшая его творчество искусствовед Ксения Георгиевна Богемская…И эта поддержка муз идет и сейчас, когда художника уже нет с нами, но он открывается для новых зрителей, на организуемых при их непосредственном участии выставках его работ.
Отмечу характерный штрих для его творчества в стиле наив. Обычно художники-самоучки очень привязаны к тому месту, в котором они родились и прожили всю жизнь. Эти места они фактически воспевают в своих работах. А у художника так сложилась жизнь, что ее большую часть он прожил в Москве, а это собственно и открывает возможности для путешествий по большой стране и отражения новых мест в своих работах.
Судя по одной из работ художника, он побывал и в Белорусском Полесье. Глядя на следующую работу художника должен отметить, что у меня непроизвольно возникли ассоциации с известным и неоднозначным историческим событием, когда трое «политиков-тяжеловесов» собрались в дремучем лесу Беловежского Полесья решать судьбы большой страны. Конечно, вряд ли художник, работая над этой картиной, изображая и сохатого и зубров, имел в виду подобный сюжет…
Несколько работ художника представляют собой выраженную им своеобразную дань уважения великим мастерам прошлого (сейчас подобные работы с отсылками к великим художникам принято называть модным термином «оммаж»). Здесь приведены две работы художника с отсылками к работе Василия Верещагина «В Кремле пожар» и к работе И.И. Шишкина «Рожь».
В настоящее время творчество Вагана Сакияна становится весьма популярным. Его работы представлены в Музее русского лубка и наивного искусства в Москве, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, и ряде других музеев, а также в частных коллекциях. Ну а для тех, кто хотел бы более подробно познакомиться с творчеством Вагана Сакияна, в том числе его творческой биографией (написанной его дочерью Наталией Сакиян), я рекомендую посетить сайт, представляющий собой раздел музея наивного искусства, посвященного творчеству художника (ссылка)
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам также заглянуть в родственные каналы по живописи Галерея АRTist и «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
#культура #искусство #живопись