Своевременное снабжение войск — основа Победы Красной Армии в годы Великой Отечественной. Ведь без боеприпасов, пополнения и снабжения даже самые сильные части будут уничтожены. В годы Великой Отечественной 80% всех грузов доставлялись на фронт паровозами. И поэтому для немцев уничтожение железнодорожной инфраструктуры было одной из приоритетных задач.
Противник старался бить по наиболее уязвимым местам — узловым станциям. В случае успешного авианалета фронт лишался сразу нескольких линий подвоза. Так, летом 1943 года противник готовил стратегическое наступление на Курской дуге. Основное снабжение Красной Армии шло через железнодорожный узел в Курске, который находился в центре советского выступа. 2 июня 1943 года противник за 22 часа сбросил на станцию более 2 000 бомб. После такого налета Курский железнодорожный узел был фактически уничтожен. Советские войска оставались без нормального снабжения перед готовившимся мощным немецким ударом.
Подвиг железнодорожников
Тогда за дело принялись воины-железнодорожники. Они обычно находились в тени пехотинцев, танкистов или летчиков, однако их труд был очень важен для успешных действий Красной армии. Так было и в боях под Курском. Неизвестно, сколько бы бойцов погибло из-за недостатка боеприпасов или вовремя не подошедших резервов, если бы станцию не удалось восстановить в кратчайшие сроки.
В сегодняшнем материале рассказываем о командире 77-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона Павле Коршунове. Вы узнаете, как его подразделение, несмотря на бомбежки, своевременно смогло заново отстроить станцию.
Начало Великой Отечественной Коршунов встретил командиром учебного батальона 5-й железнодорожной бригады. В апреле 1942 года его переводят в 77-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон. Бойцы майора Павла Коршунова формировали составы для отправки в тыл, тушили возгорания, ликвидировали последствия налетов немецкой авиации, эвакуировали ценное имущество.
С января 1943 года воины батальона вели восстановительные работы на ряде железнодорожных участков, а также на станциях Воронеж, Курск. Особенно подразделение Коршунова отличилось при восстановлении Курского железнодорожного узла. Уже через трое суток после отступления врага он мог принимать и отправлять 25 пар поездов в сутки. Для этого батальон восстановил паровозное и вагонное депо, водоснабжение, станционные пути, другие сооружения.
2 июня 1943 года, перед наступлением на Курской дуге, противник совершил массированной авиаудар на узловую станцию в Курске. В ходе 824 боевых вылетов противника ему за 22 часа удалось сбросить более 2 000 бомб. Станция лежала в руинах. Вот что вспоминал сам ветеран:
«Станция Курск была загружена составами. Во многих из них находились боеприпасы. Отдельные вагоны горели, в них рвались снаряды и мины. Черные от копоти бойцы 77-го батальона бросались в огонь, под разрывы бомб и снарядов, вместе с железнодорожниками станции пытаясь вывести уцелевшие вагоны.
За годы войны я видел много разрушений, но таких, как в Курске летом 1943-го, видеть мне ранее не приходилось. Все лежало в руинах, и казалось, что восстановить движение поездов под бомбежкой, в условиях рвавшихся в вагонах мин и снарядов, невозможно и за несколько недель».
Тем не менее батальон Коршунова в кратчайшие сроки справился с задачей. Уже через 35 часов движение было возобновлено, на фронт пошли эшелоны со снабжением, а в тыл — с ранеными. За этот подвиг майор Павел Иванович Коршунов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он прошел всю войну и встретил Победу в Берлине.
Больше историй о фронтовиках и тружениках тыла вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода