Королеве Франции Марии-Антуанетте отрубили голову. Что-то ляпнула невпопад про пирожные и ее раз-два – и на гильотину.
Княгине Вере Аполлоновне Оболенской также отрубили голову, но уже в 1944 году в Берлине. В нацисткой Германии гильотину активно использовали, так казнили тех, кого хотели унизить. Гильотина считалась «неблагородным» видом казни. Палач работал сдельно, за каждую отрубленную голову получал восемьдесят рейхсмарок, с подручными рассчитывались папиросами.
Но и этого гестаповцам оказалось мало, тело 33-х летней княгини было передано в Анатомический институт Герману Штиву, который изучал влияние стрессов на репродуктивную систему женщины. Останки были уничтожены.
Активную участницу французского Сопротивления допрашивали семь месяцев, как опасную преступницу перевели в специальную немецкую тюрьму Плетцензее. Фашисты прозвали ее «Княгиня-ничего не знаю».
Верочка Макарова родилась в Баку в 1911 году, ее отец Аполлон Аполлонович Макаров был вице-губернатором города. В 1920 году семья эмигрировала во Францию, Вере было 9 лет. В Париже девочка быстро освоилась, блестяще окончила лицей, подружки прозвали ее Вики.
С 17 лет Вики пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Устроилась работать «манекеном» в русский Дом моды в Париже. Красивой и грациозной Вики предрекали стремительную карьеру. Но она поменяла карьеру манекенщицы на работу секретаря у богатого французского промышленника Жака Артюиса. Девушка прекрасно говорила на четырех языках и обладала феноменальной памятью.
Князь Николай Оболенский – выходец из богатой и знатной семьи, владел солидным бизнесом на Юге Франции. Познакомившись с Верочкой Макаровой, был совершенно очарован.
Красивый роман закончился венчанием в русской церкви Александра Невского в Париже. Князь Оболенский был старше на шесть лет. Богатая жизнь состоятельных аристократов продолжалась не долго. В 1940 году Франция была оккупирована немецкими войсками.
Княгиня Оболенская с первых дней активный участник Сопротивления. Со своим бывшим начальником они создают группу «Гражданская и военная оборона», сокращенно ОСМ.
Подпольщица под псевдонимами «Вики» и «Катрин» стала бесценным сотрудником для ОСМ, благодаря феноменальной памяти и связям в аристократических кругах Франции, княгиня добывала ценную информацию. Вскоре и Николай Оболенский стал сотрудником подпольной группы. «Вики» в ОСМ занимала должность секретаря, занималась тайной перепиской с другими участниками Сопротивления, координировала совместные действия подпольщиков и партизан. Главой подпольной организации стал бывший работодатель Жак Артюис , которого арестовали в 1942 году . Погиб в концлагере.
Супруги Оболенские продолжают работать и вербовать сторонников. В 1943 году княгине Оболенской присвоено звание лейтенанта Французских освободительных сил, она руководитель Союза русских патриотов во Франции.
Один из участников подпольной организации Ролан Фажор попал в руки гестапо, в кармане его одежды была обнаружена квитанция телефонного счета с указанием адреса, это был адрес одной из конспиративных квартир. Этой ниточки оказалась достаточно, в руки гестаповцев попали списки участников подпольной организации.
«Катрин» арестовали на конспиративной квартире, куда она явилась предупредить о провале свою подругу Софью Носович. Молодые женщины попали в гестапо. Был арестован и князь Николай Оболенский. На допросах княгиня утверждала, что с мужем развелась и он не имеет никакого отношения к ее деятельности.
Сохранился протокол ее допросов: «Следователь на допросе спросил Оболенскую, почему русские эмигранты, по сути, антикоммунисты, воюют с великой Германией, которая воюет именно с коммунистами? Княгиня на этот вопрос ответила: «Ваш Гитлер воюет не только против большевизма, он жаждет уничтожить Россию, а заодно и славян. Как вам известно, я по происхождению русская, хотя выросла и живу во Франции. А посему ни за что не предам ни бывшей родины, ни страны, давшей мне приют!»
Княгиню Оболенскую казнили в августе 1944 года, за три недели до освобождения Парижа.
Князь Николай Оболенский попал в концлагерь Бухенвальд. Он смог выжить и дожить до Победы.
Вернувшись, долго искал жену, а когда стала известна ее судьба, оставил светскую жизнь и стал настоятелем в храме Александра Невского, где когда-то венчался со своей любимой. Установил на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в ее честь кенотаф.
Русский генерал Зиновий Пешков, легенда французского Сопротивления, обладатель 50-ти государственных наград, завещал похоронить себя в изножии ее кенотафа, отдавая этим дань уважения княгине Оболенской, которую знал лично. На надгробии генерала надпись всего в две строчки: «Зиновий Пешков. Легионер».
Зиновий Пешков родной брат Якова Свердлова, крестник и приемный сын Максима Горького, участник двух мировых войн, близкий друг генерала де Голля.
А вот как о княгине Оболенской написал замечательный писатель Виктор Астафьев:
« Княгинюшка-то Оболенская, урожденная Макарова, могла, кстати, остаться живой, для этого ей надо было сделать малую малость-отказаться от родства своего, написать на тюремной доносной бумажке, что к России и к россиянам она никакого отношения не имеет, княгиня она дворянского роду, дитем вывезена гонимыми родителями за кордон. Не написала, ни людей, ни Родины далекой, злобной мачехой, обернувшейся к детям своим, очутившимся на чужбине не по своей воле, не предала, легла под холодный нож, похожий на увесистый российский дровокольный колун. На тридцать третьем году отлетело ее светлое, теплое дыхание, отделилась русская головушка от женского тела, знавшего и негу, и ласку…
Знаю, знаю, ведаю-половина если не больше, молодых читателей буркнут: «Ну и дура была!» - а то и вовсе небылью эту историю посчитают – до княгинюшки –то, до духа ее высоко тянись-не дотянешься, а до себя самого рукой подать».
Французские награды княгини Оболенской – Орден Военного креста, медаль Сопротивления, Орден Почетного легиона. В 1965 году Советское правительство посмертно наградило Веру Аполлоновну Оболенскую орденом Отечественной войны первой степени.