Привет, вожатый! Наверняка экран настроения тебе уже приелся, да и вспомни, на какой день смены детям надоедает заполнять эту огромную страшную таблицу? В этой статье мы разберем для чего нужно отслеживать эмоциональное состояние детей и как сделать это интересно.
«Экран настроения» – это материал к размышлению, осмыслению. Для ребенка он необходим для осознания своего эмоционального состояния. А для вожатого - выявление психо-эмоциональной атмосферы в отряде.
Если не отслеживать настроение и состояние ребенка, то это может привести к эмоциональному» срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт. Поэтому, когда дети излишне эмоционально перевозбуждены, к ним нужно особое внимание.
ВАЖНО! Дети не всегда могут отображать своё истинное эмоциональное состояние. Но эта подборка методик может помочь ребятам дать сигнал вожатому о том, что происходит что-то не то и нужна помощь или задушевный разговор.
Все предлагаемые тесты – игры – анкеты – можно разделить на три группы. Первая – своеобразные дневники настроения, вторая – игра, третья – оценка детьми работы педагога, вожатого.
Все три группы, безусловно, подразумевают творчество педагога: нужно самому уметь петь, сочинять, играть, рисовать, фантазировать. Важно и отношение педагога к предлагаемым тестам – играм. Необходимо постоянно стимулировать творчество детей, проявлять заинтересованность, быть внимательным, четко понимать требуемые условия игры. Иначе дети лишь вначале загорятся, но вскоре потухнут, видя несерьезность выполняемого.
Прищепочки.
Идея проста, но требует подготовки. Для каждого ребенка нужно приготовить персональную прищепку - на ней может быть приклеено имя или фотография ребёнка. А теперь подумайте, на какие поля будут крепиться эти прищепки? Это может быть светофор настроения (пример на фото), могут быть смайлы с эмоциями. Можно обыграть тематику смены. Каждый день после огонька дети перемещают свою прищепку. А могут делать это на протяжение дня - зависит от того, как вы договоритесь.
Летопись
После огонька повесьте лист А4 и попросите ребят написать слово или фразу, которая будет характеризовать их день. И почитать будет интересно, а в конце смены получится отрядная книга воспоминаний.
Музыкальный тест.
Если предыдущий тест выяснял настроение в целом, то этот – личный, то есть небольших размеров нотный стан (с тетрадный лист) помещается над каждой кроватью. И у каждого есть одна маленькая нотка. Все ребята по школе знакомы с музыкальной грамотой, поэтому для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день, и вечером им предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Но неплохо бы узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого.
В зависимости от этого палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор). Теперь уже дело техники, как определить тональность всего отряда за день. Конечно, трудно, проходя по комнатам, считать, сколько «ля» и т. д. Делается это проще: принимается цифровое обозначение нот, то есть «ми» – 1, «фа» – 2, «соль» – 3 и т.д. Поэтому, проходя по комнатам, только прибавляем: 2+3+4+1+3 и т.д., а затем делим сумму на количество детей. Получается нечто среднее, например: 4,12. Округлим до четырех и убедимся, что это соответствует ноте «ля». Далее выясняется, что большинство ноток «смотрело» вниз, в итоге – тональность прожитого дня «ля минор». И утром на отрядной линейке, сообщая ребятам результаты, вожатый играет и поет для них песню под гитару в тональности «ля минор». Любой человек, мало-мальски владеющий гитарой, согласится, что перевести песню из тональности, скажем, «фа минор» в «ля минор» – ничего не стоит, а если песня узнаваема, то можно петь ее вместе с отрядом.
«Роза» настроения.
Выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри маленького круга либо рисунок, либо пестрая картинка из журнала, либо номер комнаты, в которой «Роза» вывешивается. Остальное пространство, как показано, делится на секторы, количество которых, например, соответствует количеству дней в смене. Для этого вводятся цветовые обозначения: красный цвет соответствует восторженному, очень радостному настроению; желтый – радостное, светлое, приятное настроение; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное, печальное, тоскливое.
Заполняется «Роза» в конце дня. После того как комната в полном составе и уже готова ко сну, ребята, совещаясь, решают, какой цвет наиболее полно соответствует настроению в течение прожитого дня. В зависимости от этого дуга либо опускается вниз, либо поднимается вверх, образуя таким образом один лепесток «Розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в течение дня изменялось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой. И, наконец, внутри лепестка пишется объяснение, почему выбран именно такой цвет и форма лепестка. Мотивация может быть, например, такая:
1. Приезд в лагерь. Новые знакомства.
2. Выборы совета отряда, названия. Кинофильм. Вечером – плохая погода.
3. Открытие лагерной смены!
4. Участие отряда в смотре строя и песни, 3-е место. Жаль, очень старались. Прогулка в лес.
5. Сегодня – День сказок. Мы ставили «Золушку!», 1-е место и т. д.
В другой комнате могут быть совершенно иные записи, иные воспоминания и эмоции. Дети часто пишут очень откровенно, вспоминая не только дружинные и отрядные дела, но и личные переживания, наблюдения.
Концу смены «Роза» заполняется полностью. Перед педагогом своеобразная оценка, которую поставили дети прожитым дням. Имея в руках несколько «Роз» из разных комнат в течение одной смены, можно сделать любопытный анализ. В конце концов, и «Розу», и все остальные тесты отдают детям, все это они могут увезти домой. Это, кстати, в немалой степени способствует аккуратному заполнению и бережному отношению к рисункам.
Согласитесь, что «Роза» – это действительно своеобразный дневник, календарь смены с оценкой каждого дня.
Маятник настроения.
Идея: оценка настроения. Картинка занимает чуть меньше листа ватмана. Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жестко закрепленная вверху. В зависимости от того, в «солнечной» или в «дождливой» части находится настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина по аналогии с «Розой».
Пик взаимопонимания.
Здесь уже по названию можно догадаться о предназначении теста. Пик – вершина, предел, высшая точка. Итак, гора (пик) взаимопонимания. На вершине сидит ребенок. По склону карабкается вожатый (подвижная фигурка). Насколько он подобрался к детям сегодня, как работал, достигнуто ли взаимопонимание, это и решает каждая отдельная комната вечером, помещая фигурку вожатого либо у подножия, либо выше по склону.
Гусеница.
Гусеница – ребенок. Яблоко – его внутренний, неведомый вожатому мир. Насколько сегодня вожатый смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал. В зависимости от этого ребята в каждой комнате, совещаясь, либо прячут гусеницу внутрь (полное отсутствие взаимопонимания), либо максимально достают ее из отверстия.
Вот такие основные варианты я чаще использую в своей работе.
Если у вас есть интересные разработки и идеи - пишите в комментариях.
Несколько рекомендаций тем, кто решит попробовать. Выберите из каждой серии что-то одно. К тому же не стоит в одной комнате использовать, например, «Розу», а в другой с той же целью – «Маятник». Лучше уж на первую половину смены – одно, до конца смены – другое. Можно все предложенное рисовать с детьми, зная любовь детей «разукрашивать» стены рисунками, картинками и т.п., еще до их приезда можно вывесить на стены все необходимое. Ну и, конечно, если лагерь скучен сам по себе, то никакие тесты-игры его не спасут.