Найти тему

B какие цвета окрашена смена?

Оглавление

Привет, вожатый! Наверняка экран настроения тебе уже приелся, да и вспомни, на какой день смены детям надоедает заполнять эту огромную страшную таблицу? В этой статье мы разберем для чего нужно отслеживать эмоциональное состояние детей и как сделать это интересно.

«Экран настроения» – это материал к размышлению, осмыслению. Для ребенка он необходим для осознания своего эмоционального состояния. А для вожатого - выявление психо-эмоциональной атмосферы в отряде.

Если не отслеживать настроение и состояние ребенка, то это может привести к эмоциональному» срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт. Поэтому, когда дети излишне эмоционально перевозбуждены, к ним нужно особое внимание.

ВАЖНО! Дети не всегда могут отображать своё истинное эмоциональное состояние. Но эта подборка методик может помочь ребятам дать сигнал вожатому о том, что происходит что-то не то и нужна помощь или задушевный разговор.

Все предлагаемые тесты – игры – анкеты – можно разделить на три группы. Первая – своеобразные дневники настроения, вторая – игра, третья – оценка детьми работы педагога, вожатого.

Все три группы, безусловно, подразумевают творчество педагога: нужно самому уметь петь, сочинять, играть, рисовать, фантазировать. Важно и отношение педагога к предлагаемым тестам – играм. Необходимо постоянно стимулировать творчество детей, проявлять заинтересованность, быть внимательным, четко понимать требуемые условия игры. Иначе дети лишь вначале загорятся, но вскоре потухнут, видя несерьезность выполняемого.

Прищепочки.

-2

Идея проста, но требует подготовки. Для каждого ребенка нужно приготовить персональную прищепку - на ней может быть приклеено имя или фотография ребёнка. А теперь подумайте, на какие поля будут крепиться эти прищепки? Это может быть светофор настроения (пример на фото), могут быть смайлы с эмоциями. Можно обыграть тематику смены. Каждый день после огонька дети перемещают свою прищепку. А могут делать это на протяжение дня - зависит от того, как вы договоритесь.

Летопись

После огонька повесьте лист А4 и попросите ребят написать слово или фразу, которая будет характеризовать их день. И почитать будет интересно, а в конце смены получится отрядная книга воспоминаний.

Музыкальный тест.

-3

Если предыдущий тест выяснял настроение в целом, то этот – личный, то есть небольших размеров нотный стан (с тетрадный лист) помещается над каждой кроватью. И у каждого есть одна маленькая нотка. Все ребята по школе знакомы с музыкальной грамотой, поэтому для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день, и вечером им предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Но неплохо бы узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого.

В зависимости от этого палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор). Теперь уже дело техники, как определить тональность всего отряда за день. Конечно, трудно, проходя по комнатам, считать, сколько «ля» и т. д. Делается это проще: принимается цифровое обозначение нот, то есть «ми» – 1, «фа» – 2, «соль» – 3 и т.д. Поэтому, проходя по комнатам, только прибавляем: 2+3+4+1+3 и т.д., а затем делим сумму на количество детей. Получается нечто среднее, например: 4,12. Округлим до четырех и убедимся, что это соответствует ноте «ля». Далее выясняется, что большинство ноток «смотрело» вниз, в итоге – тональность прожитого дня «ля минор». И утром на отрядной линейке, сообщая ребятам результаты, вожатый играет и поет для них песню под гитару в тональности «ля минор». Любой человек, мало-мальски владеющий гитарой, согласится, что перевести песню из тональности, скажем, «фа минор» в «ля минор» – ничего не стоит, а если песня узнаваема, то можно петь ее вместе с отрядом.

«Роза» настроения.

Выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри маленького круга либо рисунок, либо пестрая картинка из журнала, либо номер комнаты, в которой «Роза» вывешивается. Остальное пространство, как показано, делится на секторы, количество которых, например, соответствует количеству дней в смене. Для этого вводятся цветовые обозначения: красный цвет соответствует восторженному, очень радостному настроению; желтый – радостное, светлое, приятное настроение; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное, печальное, тоскливое.

Заполняется «Роза» в конце дня. После того как комната в полном составе и уже готова ко сну, ребята, совещаясь, решают, какой цвет наиболее полно соответствует настроению в течение прожитого дня. В зависимости от этого дуга либо опускается вниз, либо поднимается вверх, образуя таким образом один лепесток «Розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в течение дня изменялось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой. И, наконец, внутри лепестка пишется объяснение, почему выбран именно такой цвет и форма лепестка. Мотивация может быть, например, такая:

1. Приезд в лагерь. Новые знакомства.

2. Выборы совета отряда, названия. Кинофильм. Вечером – плохая погода.

3. Открытие лагерной смены!

4. Участие отряда в смотре строя и песни, 3-е место. Жаль, очень старались. Прогулка в лес.

5. Сегодня – День сказок. Мы ставили «Золушку!», 1-е место и т. д.

В другой комнате могут быть совершенно иные записи, иные воспоминания и эмоции. Дети часто пишут очень откровенно, вспоминая не только дружинные и отрядные дела, но и личные переживания, наблюдения.

Концу смены «Роза» заполняется полностью. Перед педагогом своеобразная оценка, которую поставили дети прожитым дням. Имея в руках несколько «Роз» из разных комнат в течение одной смены, можно сделать любопытный анализ. В конце концов, и «Розу», и все остальные тесты отдают детям, все это они могут увезти домой. Это, кстати, в немалой степени способствует аккуратному заполнению и бережному отношению к рисункам.

Согласитесь, что «Роза» – это действительно своеобразный дневник, календарь смены с оценкой каждого дня.

Маятник настроения.

Идея: оценка настроения. Картинка занимает чуть меньше листа ватмана. Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жестко закрепленная вверху. В зависимости от того, в «солнечной» или в «дождливой» части находится настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина по аналогии с «Розой».

Пик взаимопонимания.

Здесь уже по названию можно догадаться о предназначении теста. Пик – вершина, предел, высшая точка. Итак, гора (пик) взаимопонимания. На вершине сидит ребенок. По склону карабкается вожатый (подвижная фигурка). Насколько он подобрался к детям сегодня, как работал, достигнуто ли взаимопонимание, это и решает каждая отдельная комната вечером, помещая фигурку вожатого либо у подножия, либо выше по склону.

Гусеница.

Гусеница – ребенок. Яблоко – его внутренний, неведомый вожатому мир. Насколько сегодня вожатый смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал. В зависимости от этого ребята в каждой комнате, совещаясь, либо прячут гусеницу внутрь (полное отсутствие взаимопонимания), либо максимально достают ее из отверстия.

-4

Вот такие основные варианты я чаще использую в своей работе.

Если у вас есть интересные разработки и идеи - пишите в комментариях.

Несколько рекомендаций тем, кто решит попробовать. Выберите из каждой серии что-то одно. К тому же не стоит в одной комнате использовать, например, «Розу», а в другой с той же целью – «Маятник». Лучше уж на первую половину смены – одно, до конца смены – другое. Можно все предложенное рисовать с детьми, зная любовь детей «разукрашивать» стены рисунками, картинками и т.п., еще до их приезда можно вывесить на стены все необходимое. Ну и, конечно, если лагерь скучен сам по себе, то никакие тесты-игры его не спасут.