Найти в Дзене
Моя герцогиня

Графиня Юлия Баранова: занималась воспитанием детей Николая I и была любима всей императорской семьей

Юлия Федоровна Баранова, 1837 год
Юлия Федоровна Баранова, 1837 год

В августе 1789 года на свет появилась дочь графа Федора Яковлевича Адлерберга и его супруги Юлии Федоровны Багговут. Девочку назвали в честь матери Юлией. Ей было всего 5 лет, когда скончался отец, а мать осталась одна с дочерью и сыном на руках. В 1797 году мать Юлии была назначена воспитателем для младших детей императора Павла I Великим князьям Николая и Михаила.

Благодаря своим педагогическим способностям Юлия Федоровна заслужила благосклонность императрицы Марии Федоровны и была назначена начальницей Смольного института, а ее дети смогли рассчитывать обеспеченное будущее: Юлия стала фрейлиной, а Владимир играл с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором.

В 1806 году юная Юлия стала фрейлиной в свите вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Служба фрейлиной длилась недолго - в 16 лет стала супругой 27-летнего Трофима Петровича Баранова. Новоиспеченные супруги некоторое время прожили в столице, но потом переехали в Ригу, где Трофим стал управляющим банком.

-2

В браке у Барановых родилось шестеро детей: Мария (1807), Николай (1808), Луиза (1810), Эдуард (1811), Александр (1813), Павел (1814). Юлия Федоровна стала своим детям образцовой матерью - самостоятельно занималась их воспитанием и частично образованием. Поскольку финансовое положение супругов оставляло желать лучшего мать и отец старались сократить расходы на воспитателей и учителей.

В 1818 году Юлия Федоровна, по протекции матери, стала воспитательницей Великого князя Александра Николаевича. Занимая данную должность она была вынуждена поселиться в Аничковом дворце. Спустя 6 лет воспитанием будущего императора занялся мужчина, а Юлия Федоровна стала воспитательницей Великих княжон Марии, Ольги и Александры.

Гостиная Барановой в Зимнем дворце
Гостиная Барановой в Зимнем дворце

Баранова пользовалась благосклонностью всей императорской семьи - она была мягкой, доброй, отзывчивой, могла решить любую конфликтную ситуацию между сестрами. Великие княжны готовились в семейной жизни под руководством Юлии Федоровны и относились к ней с большой любовью и уважением.

"Если Мэри плохо училась, несмотря на свои хорошие способности, то помимо её детского легкомыслия это было виной мадам Барановой, не имевшей и тени авторитета. Очень добрая, очень боязливая, в частной жизни обремененная заботами о большой семье, на службе, кроме воспитания Мэри, еще и ответственная за наши расходы и раздачу пожертвований, она не умела следить за порядком в нашей классной. Каждую минуту открывалась дверь для гостя или лакея, приносившего какую-либо весть, и Мэри пользовалась этим нарушением, чтобы сейчас же вместо работы предаться каким-нибудь играм. Этому недостатку строгости и дисциплины можно, вероятно, приписать то обстоятельство, что Мэри и позднее не имела определенного чувства долга. Мадам Барановой не хватало чуткости, чтобы вести её. Она только выходила из себя, держала длинные речи, которые Мари в большинстве случаев прерывала каким-нибудь замечанием". Великая княжна Ольга Николаевна
"Она была очень приветлива и сердечна, несмотря на то, что весь век прожила при дворе. Она не имела ни малейшей гордости, со всеми была ласкова, милое качество, которое утрачивается теперь не только в высших слоях, но даже в более скромных. Юлия Федоровна всегда была готова сделать добро, оказать услугу, и потому-то её осаждали просьбами". Одна из придворных
Великие княжны Ольга и Мария
Великие княжны Ольга и Мария

В 1828 году Юлия Федоровна стала вдовой - ее супруг скончался от чахотки. На тот момент обе дочери Барановых окончили Смольный институт и служили фрейлинами при императорском дворе. В 1829 году старшая Мария стала супругой Михаила Пашкова, а спустя 3 года Луиза вышла замуж за князя Михаила Голицына. С 1835 году Юлия Федоровна имела собственные покои в Зимнем Дворце, которые находились рядом с покоями Великих княжон.

"Нас водили по разным комнатам, везде блеск, роскошь, но и пустота также; ни души в огромных палатах, кроме сторожевых солдат, которые, как статуи неподвижно стоят у дверей…Глаза отдохнули лишь в комнатах мадам Барановой. Здесь видно жилье: все мило и просто…". Писала одна из учениц Смольного института после посещения дворца

В 1839 году Великая княжна Мария Николаевна выходила замуж и в честь этого события Юлия Федоровна получила титул статс-дамы, шикарное русское платье с позолотой, собственный выезд и ложу в театре. Таких подарков удостаивались немногие.

"С моего детства, два лица были мне друзьями и товарищами; дружба их ко мне никогда не изменялась. Генерал-адъютанта Адлерберга любил я как родного брата, и надеюсь по конец жизни иметь в нем неизменного и преданного друга. Сестра его, Юлия Фёдоровна Баранова, воспитывала моих дочерей, как добрая и рачительная родная. Обоим им прошу назначить в мою память пенсионы, сверх получаемых, по 15 тысяч руб. Я в последний раз благодарю их за братскую любовь". Писал император Николай I в своем завещании
Графиня в старости
Графиня в старости

Часто Юлия Федоровна посещала Смольный институт, где по поручению императрицы Александры Федоровны, рассказывала воспитанницам о царской семье и их жизненном укладе. В 1846 году в день бракосочетания Великой княжны Ольги Николаевны Баранова вновь получила царский подарок - титул графини для нее и ее детей.

«за отличное попечение при воспитании великих княжон».

Графиня Баранова с 1855 года служила гофмейстериной императрицы Александры Федоровны. Юлия Федоровна всего на несколько месяцев пережила свою государыню. Ее сердце остановилась в июле 1864 года. Ей было почти 75 лет.